Петя у папы силен в математике...

Это подается под лозунгом повышения «функциональной грамотности» школьников. Фото: Moscow-Live.ru

Министерство просвещения собирается научить школьников разбираться в тонкостях расчета стоимости коммунальных услуг и процентов по ипотеке


Приблизить традиционные задачки в школьных учебниках по математике к реальной жизни — такую цель ставит перед авторами пособий Министерство просвещения. Оно готовит изменения в образовательные стандарты, согласно которым школяры скоро будут разбираться не только в количестве яблок у Пети и Васи и в процессах втекания-вытекания воды в резервуар, но и в тонкостях расчета стоимости коммунальных услуг и процентов по ипотеке.

Соответствующие предложения уже готовятся. Задачки привяжут к таким полезно-познавательным вопросам, как расчет окончательной стоимости товара после объявления торговцами скидок, исчисление размера коммунальной платы с учетом коэффициентов, определение размера переплаты по ипотечному кредиту, оформленному на 15 лет, и т. д.

Все это подается под лозунгом повышения «функциональной грамотности» школьников, то есть способности применять полученные знания на практике. И в этом есть смысл. Наша жизнь меняется гораздо быстрее содержания школьных учебников, где нарисован некий мир, застывший много десятилетий назад. Существование в нем мешает дальнейшей социализации школьника, считают психологи, и чиновники с ними согласились. Резкое погружение вчерашнего школьника во взрослую жизнь со всеми ее проблемами и ритуалами для многих оказывается большим стрессом. Введение в образовательный стандарт «жизненных» задач, по мысли инициаторов, должно сделать этот переход не столь драматичным.

Планируется, что новые задания начнут появляться в учебниках начиная с 5-го класса, а к 7-му их доля превысит 25%. К житейской реальности приблизят не только математику, но и некоторые другие предметы. На уроках обществознания детям расскажут о безопасных стратегиях поведения по отношению к трудовым мигрантам, а на химии и физике объяснят, почему поднимается тесто в шарлотке и какой температуры масла достаточно, для того чтобы получить ожог второй степени...

Любопытно, что все эти «новшества» в истории нашего образования уже случались. К примеру, те же учебники по арифметике в 1930-1940-е изобиловали заданиями, в которых от учащегося требовалось высчитать пошлину за тот или иной товар или его реальную стоимость с учетом годовой инфляции. После войны образовательный стандарт развернулся в сторону фундаментальных знаний. Считалось (и не без оснований!), что, получив общие знания, человек уж как-нибудь разберется в частностях. Сейчас же, по всей видимости, ситуация в обществе изменилась настолько, что массовому образованию вновь приходится становиться более прикладным и конкретным.

И тут есть вопрос, что лучше: раннее знакомство с реалиями повседневной жизни, приобщение к взрослым проблемам с младых ногтей или упор на классическое, проверенное на многих поколениях образование? Для тех, кто ставит задачей вырастить в стране поколение «уверенных пользователей» и «цивилизованных потребителей», ответ давно ясен.

P.S. Появление новости о подготовке изменений образовательных стандартов Министерством просвещения совпало по времени с отчетом Рособрнадзора о результатах массовой проверки школьных учителей на профпригодность. Они, мягко говоря, обескураживают. С заданиями по математике и информатике из школьной программы не справились больше половины учителей-предметников. По истории, экономике, русскому языку и литературе «неуд» получили четверть педагогов. Чтобы был понятен масштаб бедствия, отметим: тестированием были охвачены 18 тысяч педагогов из 45 регионов страны. Сложно рассуждать об изменениях образовательных стандартов, если учителя толком не владеют старой программой.




Кто, по вашему мнению, стоит за массовыми акциями протеста в Грузии?