Это гигантское сооружение, общая длина которого превышает 12 километров, откроет путь транспорту из стран Средней Азии, регионов Урала и Сибири в Центр, на Украину и обратно, минуя Саратов. Открытие нового евроазиатского транспортного коридора улучшит экологическую обстановку в Саратове, снизит нагрузку на его магистрали. Новый мост даст возможность "передохнуть" и своему коллеге-ветерану: старый автодорожный мост Саратов - Энгельс, которому уже больше 30 лет, нуждается в профилактическом ремонте.
Необходимость строительства второго моста через Волгу возникла еще в 80-е годы, и в 1991 году саратовский Мостоотряд N 8 приступил к делу. Несмотря на все перипетии, обрушившиеся на страну в те годы, саратовцы нашли возможность не прекращать строительство моста. Он объединил людей, став локомотивом развития экономики области. Требовались новые идеи, рабочие руки, техника. С имевшейся тогда технической базой невозможно было бы выполнить огромные объемы бетонных, земляных, асфальтоукладочных работ. Пришлось включать и народную смекалку, и срочно учиться новым рыночным отношениям. Так, например, правительству Саратовской области пришлось искать замену старому асфальтовому заводу, который не мог удовлетворить потребности магистрали. Затянув потуже пояса, приобрели пустующую производственную базу, купили оборудование и в нужный момент запустили новое производство асфальтобетона. Старый завод тоже реконструировали.
Новый мост - детище современных методов строительства. Так, впервые в России при установке опор и надвижке пролетов моста были применены совершенно новые технологии. Уникальная конструкция фундамента и технология его закладки при больших глубинах, разработанная и реализованная на практике мостостроителями совместно с институтом "Гипротрансмост", дали гигантскую экономию - 17 миллионов рублей в ценах 1984 года.
На строительстве трудились представители почти двадцати организаций области, к делу были привлечены лучшие специалисты из ряда других регионов. Работали круглые сутки, без выходных. Исключением стали только встречи Нового года.
Однако и после окончания строительства на мосту дел хватает. Надо обустраивать инфраструктуру - строить кафе, автозаправки, уголки отдыха, сервисные мастерские: ведь, согласно расчетам, ежесуточно по мосту будет проходить около 90 тысяч автомобилей. А впереди строительство второй очереди этого объекта. Конечно, с наработанным уже опытом сделать это будет легче.
Губернатор области Дмитрий Аяцков уверен, что мост откроет важные возможности для развития экономики всего Поволжья и России в целом, станет одним из основных объектов магистрали Север-Юг Приволжского федерального округа. А уже скоро южнее Саратова начнется строительство еще одного мостового перехода. Он замкнет вокруг областного центра 126-километровое транспортное кольцо, которое будет одним из самых протяженных в России и позволит "развязать" автомобильные потоки Поволжья и Северного Кавказа. Это обязательно произойдет. В новом веке, в который саратовцы уже протянули надежный новый мост.