23 апреля 2018г.
МОСКВА 
5...7°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 61.77   € 75.79
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

«Почему-то этот «Боинг-777» в упор не видели радары...»

Фото: globallookpress.com
Анатолий Журин
Опубликовано 19:01 17 Марта 2018г.

Российские авиаэксперты написали книгу о загадках рейса MH370 Куала-Лумпур - Пекин


В истории мировой гражданской авиации немало загадок, ответы на которые исследователи ищут годами и даже десятилетиями. Вот и следов растворившегося четыре года назад то ли в небесах, то ли в морской пучине «Боинга-777» авиакомпании Malaysia Airlines найти не удалось по сей день. Все эти годы размотать клубок отрывочных сведений и версий пытается известный авиационный эксперт, член Всемирного фонда безопасности полетов Сергей МЕЛЬНИЧЕНКО. Он даже написал книгу об этом, которая на днях выходит из печати. А накануне с ним встретился корреспондент «Труда».

Итак, 8 марта 2014 года через 40 минут после взлета с радаров исчез «Боинг-777», выполнявший пассажирский рейс МН370 по маршруту Куала-Лумпур (Малайзия) — Пекин (КНР). На его борту находились 239 человек (12 членов экипажа и 227 пассажиров). Все они в январе 2015-го были признаны погибшими в результате «несчастного случая». Осталось выяснить, какого именно. С этого и начался наш разговор с Мельниченко.

— Сергей Александрович, неужели и через четыре года после трагедии над Южно-Китайским морем не удалось приблизиться к разгадке? И почему официальные версии вас не убеждают?

— Не только меня мучает этот вопрос: как могло случиться, что в XXI веке бесследно исчез напичканный электроникой большой самолет с пассажирами? Тем более можно уже с достаточной долей уверенности предположить, что самолет потерпел крушение не из-за технических проблем, а в результате чьих-то злонамеренных действий.

— На сей счет тоже версий хватает. Говорили и писали о неких киберпреступниках, вмешавшихся в системы управления самолетом. И о нападении на экипаж кого-то из пассажиров. И среди пилотов искали преступников... А по каким направлениям ведете свой поиск вы?

— Мы с соавтором, специалистом в сфере информационных технологий, журналистом Павлом Тяпкиным постарались установить, радары каких стран должны были видеть самолет даже после той точки, в которой он официально исчез. В книге мы приводим примеры грубых нестыковок в официальных документах. А рядом указываем на очевидные факты, которые замалчиваются или искажаются.

— Факты? Например.

— Видите ли, в истории с исчезновением рейса MH370 для малайзийских военных есть такой странный момент: пересекший страну «Боинг» у западного берега Малайзии пролетел прямо над базой ВВС «Баттерворт». Известно, что она оснащена современным радаром фирмы Thales. Как могли операторы радара не отреагировать на неопознанный самолет, летевший из глубины страны? И дежурные смены двух других военных радаров, в зоне действия которых пролетел самолет, также не проявили беспокойства. Беспечность, которую вряд ли можно объяснить человеческим фактором. Да еще в массовом порядке... Это серьезный повод усомниться в честности представителей ВВС Малайзии. И не только их. Почему-то этот «Боинг-777» в упор не видели радары в разных странах.

— На чем именно такие сомнения основаны?

— Да хотя бы на том, что известное фото с экрана радара, опубликованное 21 марта 2014 года, на котором есть отметка пропавшего «Боинга», исчезающая на выходе из Малаккского пролива, — подделка, причем грубая. Фото не соответствует изображению с экрана военного радара Thales. Эксперты утверждают: на фотографии запечатлен экран гражданского вторичного радиолокатора. К тому же картинка сфабрикована отвратительно, на ней нет ни меток, ни следов от двух других самолетов (рейсы SIA68 и EK343), которые пролетали в данном районе в то же время, что и пропавший затем «Боинг». Такой подлог должен иметь причину, согласитесь.

— Допустим, малайзийские военные могли пойти на подлог. Но зачем тем же самым заниматься наземным службам других стран, например, Индонезии или Таиланда?

— Да, запросы о предоставлении радиолокационной информации от комиссии, расследовавшей обстоятельства исчезновения лайнера, были направлены и в Таиланд, и в Индонезию. А что в ответ? Из Таиланда: поскольку рейс не планировалось выполнять в районе полетной информации Бангкока, он мало интересовал наши аэронавигационные службы. А по видеозаписи полета было установлено, что рейс MH370 исчез с экрана радара в 01:21:13 и его тайские военные должны были засечь. Ждали с надеждой сообщений от военных Индонезии — их радары должны были видеть, куда проследовал самолет. Однако через шесть дней после исчезновения пресс-служба индонезийских ВВС сообщила, что их военный радар в Лхоксеумаве не засек самолет, летевший через Малайзию и Пенанг в сторону Малаккского пролива. Есть у индонезийцев и еще локаторы, которые могли и даже обязаны были обнаружить самолет, но и о них молчок. Знают, но не хотят говорить? Кто-то дал команду молчать? Ответов нет.

Идем дальше. Радары на принадлежащих Индии Андаманских и Никобарских островах расположены ближе к месту последнего радиолокационного контакта между рейсом MH370 и малайзийским военным радаром. Однако и оттуда последовало категоричное утверждение, озвученное агентством «Рейтер»: индийские военные локаторы также ничего не заметили. Дескать, радары были выключены, так как мы действуем по принципу «когда нужно»...

— Есть еще Австралия, тоже принимавшая участие в поиске пропавшего лайнера.

— Если самолет упал у Австралии, его могли заметить и местные радары. На западе страны, около небольших городков Леонора и Лавертон, расположен огромный загоризонтный радар JORN (Radar 2). Он обнаруживает даже небольшие истребители вплоть до берегов Индонезии, с 2013 года его использовали также для обнаружения лодок нелегальных мигрантов. Но тем утром суперрадар не засек, как к западному берегу Австралии подлетал огромный авиалайнер.

Как такое могло случиться? Все вопросы и запросы наткнулись на краткий ответ представителей Министерства обороны: «Без комментариев». Известно, что малайзийский министр запрашивал данные JORN у Австралии и у США, но о результатах тех запросов не сообщалось. Зато слышались какие-то совсем уж бредовые «неформальные» ответы: якобы радар был на ремонте или его выключили в целях экономии ресурса и электроэнергии. Как видим, почему-то этот «Боинг-777» в упор не видели радары.

Конечно, причиной упорного молчания о роли JORN в поиске пропавшего «Боинга» могло стать и банальное нежелание австралийских военных признавать фиаско гигантского проекта (затраты на систему с тремя радарами составили 1,5 млрд долларов, а пропавший «Боинг» случайно сорвал покровы с «военной тайны»). Но слишком уж просто или, напротив, экзотично выглядит такое совпадение: военные локаторы нескольких стран смотрели в небо, но абсолютно ничего там не увидели. Кстати, фильм, снятый Австралийской научно-технологической оборонной организацией, утверждает: радиолокационная сеть JORN не могла не заметить самолет.

— То есть у читателя вашей книги может сложиться мнение, что военные власти названных вами стран намеренно скрывают картину трагедии?

— Мы ничего не утверждаем, но, согласитесь, их согласованная позиция в данной ситуации выглядит более чем странно. И родственники людей, исчезнувших вместе с самолетом рейса МН370, вправе задать им сакраментальный вопрос: если вы все-таки смотрели в небо, то куда именно?

Кстати

Среди не до конца разгаданных загадок — катастрофа лайнера ДС-9 итальянской компании «Итавиа» с 81 пассажиром на борту, упавшего в Тирренском море в 1980 году. Есть версия, что самолет стал жертвой военной атаки, но досконально подтвердить это никто не берется.

Loading...



А вы продолжите пользоваться мессенджером Telegram после того, как его (официально) заблокируют в РФ?