Главная Наука и технологии 00:01 17 Апреля 2020 3057
Науку просят с вещами на выход

Знаменитому Институту теоретической и экспериментальной физики велено съехать

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Это как раз тот случай, когда переезд равен пожару. Фото: itep.ru

Последствия оптимизации в отечественной медицине сегодня расхлебывает вся страна. А что будет завтра с нашей наукой? О том можно судить хотя бы по этой истории, случившейся с некогда могучим Институтом теоретической и экспериментальной физики имени А.И. Алиханова. ИТЭФ, более известный в народе как «урановый институт», попросили съехать. Это как раз тот случай, когда переезд равен пожару.

Вначале немного истории. В летописи советского атомного проекта у Лаборатории № 3 Академии наук особое место. Ее создали в 1945 году, для того чтобы получить собственный источник начинки атомных и водородных бомб. Решили, что таким источником станет атомный реактор на тяжелой воде, в рабочем цикле которого — теоретически — должен нарабатываться плутоний. Реактор с нуля создавали академик Абрам Алиханов и его сотрудники. Они решили сложнейшую практическую задачу уже в 1949-м. И попутно обнаружили массу плюсов тяжеловодной технологии: оказалось, такие реакторы не только не требуют обогащения топлива, то есть могут работать на естественном уране, но и абсолютно устойчивы — с ростом температуры в их активной зоне мощность такого реактора падает, и никакие управляющие стержни ему не нужны.

К слову, пойди тогда советский мирный атом по тяжеловодному пути, как, к примеру, Канада и вслед за ней Индия, глядишь, и не случилось бы в СССР чернобыльской трагедии...

Однако лаборатории Алиханова пришлось поменять тематику. В итоге она превратилась в наисолиднейший ИТЭФ, более известный в народе как «урановый институт», где с тем же энтузиазмом занялись физикой элементарных частиц. Но как изучать строение материи без ускорителей? И решено было построить под Серпуховом самый крупный в мире на тот момент, на 70 ГэВ, ускоритель протонов (а с 1946-го на территории самого института шло строительство его фактического прототипа, «всего-то» на 7 ГэВ). «Младший» героически запускают в 1961 году, алихановцы живут в напряженном ожидании, связывая все свои планы с работой на самом крупном в мире ускорителе: еще бы, никто не заглядывал так глубоко в безд-ну микромира! Теоретики спорят в кабинетах, поднимая тучи меловой пыли. Экспериментаторы в мастерских строят планы новых опытов и готовят умное оборудование... И в этот момент недостроенный серпуховский ускоритель решено передать в другие руки — Институту физики высоких энергий Минатома. Ученые в нокдауне, Алиханов сражен инсультом и в 1968-м подает в отставку, через два года его больше нет.

Чем не трагедия? Занавес. Переносимся в наши дни. К фарсу.

Минатом РФ вдруг обнаруживает, что ИТЭФ имени Алиханова — непрофильный для него актив. Хотя к тому моменту ИТЭФ перестроился и в основном решает материаловедческие задачи, судьбоносные для этого ведомства. Он не только приладил к этому делу свой знаменитый ускоритель, но и обзавелся другими научными машинами, тоже очень дорогими и неподъемными. Скажем, из чего нужно делать первую стенку «кастрюли», как тут называют атомный реактор? Нейтронные потоки там такие, что почти все известные людям сплавы становятся хрупкими, как оконное стекло. Если где и могут найти ответ, то у нас в ИТЭФ, ну и еще в паре мест в мире...

Но Минатом от ИТЭФ избавляется и в 2012-м передает его под крыло НИЦ «Курчатовский институт». Который с этого момента «осуществляет полномочия учредителя и собственника имущества ИТЭФ». Имущества, правда, подпорченного: за два месяца до времени «Ч» в ускорительном зале случился пожар, капитальные сооружения и кое-какое оборудование не пострадали, но кольцевых ускорителей огонь не пощадил. Ну ничего, думалось итэфовцам, новый хозяин им брат родной, происходит из легендарной Лаборатории № 2, созданной в 1944-м в рамках того же атомного проекта — не даст пропасть.

И поначалу программа деятельности НИЦ «Курчатовский институт» на 2013-2017 годы, утвержденная распоряжением правительства РФ, даже в сценарии минимального роста, при наихудшем положении финансовых дел «курчатника», предполагала «разработку концепции и начало реконструкции комплекса ускорительных и экспериментальных установок ИТЭФ». Специалисты сочли крайне полезным для страны, чтобы Институт продолжал исследовать радиационную стойкость электронной компонентной базы двойного назначения, продолжал удалять протонным пучком раковые опухоли граждан, изобретать современные детекторы элементарных частиц — и продолжал делать все это при активном участии студентов и выпускников МФТИ, МИФИ и МГУ. Вот она, смена!

Итэфовцы, кстати, первыми в мире занялись протонной терапией онкологических болезней, причем исключительно на своем энтузиазме и внутренних ресурсах. А сейчас смотрим на сайт госзакупок Минздрава: аппаратуру для протонной терапии мы закупаем только за рубежом. Хотя сами могли бы продавать ее по всему миру.

Однако под занавес прошлого года руководство НИЦ вдруг объявило о своем решении «переместить в течение трех месяцев сотрудников ИТЭФ на площадку Курчатовского института». То есть освободить территорию! И поручило директору ИТЭФ дать предложения по переводу подразделений, в том числе научных работников и иного персонала.

Естественно, научный коллектив ИТЭФ в шоке. Он подает сигнал SOS и обращается с открытым письмом к главе правительства. Просит «предотвратить уничтожение одного из известных научных центров России». Ведь такой исход на «новую площадку» превратит прекрасно работающую экспериментальную базу института в металлолом и на годы остановит научную деятельность его сотрудников. Стране-то вроде бы нужно, чтобы ИТЭФ развивался, расширял свои возможности. Вот только один пример: в минувшем, 2019-м правительством принято решение о строительстве в Сарове ускорителя ионов следующего поколения. А в ИТЭФ уже действует его прототип, пусть и не столь мощный, но созданный по последнему слову ускорительной науки. Так что участие ИТЭФ в саровской стройке принципиально важно для успеха этого дорогостоящего проекта. С Институтом был заключен договор о таком участии: создание и эксплуатация прототипов крупных промышленных установок позволяет и деньги сэкономить, и персонал подготовить. Это, кстати, еще одна причина, по которой ускорительный комплекс ИТЭФ надо развивать, а не пускать под бульдозер — казалось бы.

Каков будет ответ Михаила Мишустина и будет ли он вообще — науке это неизвестно. Но известно другое: с 23 марта сего года и. о. директора ИТЭФ назначен: отставной генерал-майор полиции Игорь Божков. О соответствующем решении говорится в приказе № 544, размещенном на сайте Института. По некоторым разговорам, генерал оказался замешан в коррупционном деле, после чего был уволен из правоохранительных органов «по-хорошему». Клевещут? Возможно. Но скажите на милость, какое имеет отношение к теоретической и математической физике, астрофизике и физике элементарных частиц, ядерной физике и физике плазмы, физике твердого тела, реакторной, ускорительной и медицинской физике выпускник Белгородской школы МВД и бывший начальник УВД на Московском метрополитене?

Отдать под начало абсолютно несведущего в науке человека ИТЭФ, входящий в пятерку лучших научных центров страны, чьи сотрудники — ключевые участники таких проектов, как БАК — Большой адронный коллайдер, ЦЕРН (Швейцария) и ФАИР (Германия)? Институт, где каждый научный сотрудник публикует в среднем две статьи в год в ведущих научных журналах. Институт, где работают 83 доктора и 202 кандидата наук, где каждый четвертый сотрудник моложе 35 лет... В чем высший замысел? Объясните! Может, все дело в том, что Институт теоретической и экспериментальной физики расположен в весьма живописном месте столицы, а кадастровая стоимость земли под ИТЭФ составляет 6 млрд рублей? Вот вам и весь бином Ньютона.

Вместо послесловия

Система категоризации «Живого журнала» отнесла открытое письмо сотрудников ИТЭФ к категориям «коронавирус, наука, происшествия». А участник дискуссии под ником николай schljapkin предлагает им не стрелять зря по тарелочкам, а всем хором попроситься в Германию. Он почему-то убежден: фрау Меркель, физик по образованию, с удовольствием и сотрудников примет, и всем необходимым для исследований оборудованием их обеспечит.

Не успела Москва прийти в себя от необычно обильных снегопадов, как ее накрыло очередное аномальное погодное явление - ледяной дождь

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Для метеозависимых, а также для водителей, происходящее за окном – сущий ад. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувший понедельник, 12 февраля, Москву, еще не вполне оправившуюся от необычно обильных снегопадов, накрыло очередное аномальное погодное явление — ледяной дождь. Вместе с ним пришло резкое потепление —...

Наука и технологии 17:30 / 17 Февраля 2024 4375
Технопарк

День батарейки приурочен к дню рождения Алессандро Вольта

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве Алессандро Вольта. Фото: © Science Museum, globallookpress.com

Любите праздники? Тогда вот вам еще один: 18 февраля в мире отмечают День батарейки, приуроченный ко дню рождения Алессандро Вольта. Итальянский физик, химик и физиолог появился на свет в 1745 году. Это в его...

11 февраля будет отмечаться День «Аэрофлота». С чем подошла к празднику наша авиастроительная отрасль?

Анатолий Журин
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В воскресенье, 11 февраля, российская авиация и наш все еще летающий народ отметят очередной День «Аэрофлота». В 1979 году, когда в СССР этот праздник учредили, советский гражданский воздушный флот насчитывал...

Искусственный интеллект помог найти невесту. Но обеспечит ли он любовь?

Ирина Хмара
Труд
Из 5239 претенденток чат-бот выбрал невесту Александру Жадану. В августе Саша и Карина планируют сыграть свадьбу. Фото из открытых источников

Накануне Дня всех влюбленных самое время задуматься, как находят друг друга на этой земле счастливые пары. Старый как мир вопрос — и разные, в зависимости от того, какая эпоха на дворе, ответы. Ну а этот...

ИИ научился распознавать предвестников инфаркта

Фото: © Artur Cupak, globallookpress.com

ИИ знает, чем сердце успокоится Ученые Пензенского университета с коллегами из Казахстана обучили нейросеть расшифровывать данные электрокардиограммы (ЭКГ) и ставить точный диагноз за доли секунды. Искусственный интеллект...

В России впервые с начала нулевых вырос спрос на компьютеры, собранные из отдельных комплектующих

Максим Башкеев
Труд
Дело это нехитрое. Архитектура любого десктопа — фактически конструктор. Фото: Mark Richards, Mark Richards/Zumapress.com, globallookpress.com

Объясняется это просто: брендовых системных блоков на рынок сейчас поступает гораздо меньше, чем раньше, а вот с их компонентами проблем нет. К тому же кастомные — то есть сделанные по индивидуальному...

Модельный ряд включает седан, компактный кроссовер, кросс-хэтчбек и другие

Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Компания AGR Automotive Group (ООО «АГР») объявила о старте производства автомобилей под брендом Solaris и их продаж на российском рынке. Об этом сообщает «Интерфакс». В заявлении пресс-службы компании сказано, что модельный...

Самой страшной угрозой для техники и солдат на передовой стали вражеские FPV-дроны

Фото: www.mil.ru

Известный военный обозреватель и блогер-миллионник Юрий Подоляка рассказал, в чем сейчас острее всего нуждаются российские бойцы на передовой. По свидетельству военкора, потребностью номер один являются сейчас станции радиоэлектронной борьбы...

Как отметил Сергей Кабышев, это позволит российским журналам заполучить авторитет во всем мировом сообществе

Фото: Bocharov Denis/news.ru, globallookpress.com

В Госдуме призвали обратить внимание на создание национальной системы наукометрии. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на слова комитета ГД по науке Сергей Кабышев, в 2024 году эту задачу необходимо выполнить. «Наукометрию нам нужно всем...

Система видеоаналитики «Сфера» работает с 1 сентября 2020 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

С помощью системы видеоаналитики «Сфера» в сотрудничестве с полицией в столице удалось выявить практически 1,5 тысячи опасных преступников. Об этом сообщает пресс-служба департамента транспорта Москвы в своем Telegram-канале. «Система...

Российский лидер провел полчаса за штурвалом стратегического ракетоносца-бомбардировщика

Путин беседует с журналистами сразу после полета на Ту-160М. Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин поделился с журналистами своими впечатлениями от полета на стратегическом ракетоносце-бомбардировщике Ту-160М «Илья Муромец». Об этом сообщает Telegram-канал Shot. «Мы получаем новую...

За реализацию идеи активно ратуют чиновники, решившие удивить туристов

Фото: https://ru.wikipedia.org

Глава Высшего совета по древностям Египта Мостафа Вазири заявил, что всемирно известные пирамиды ранее были облицованы гранитными плитами, потому их якобы нужно реставрировать и привести к первоначальному виду. Сообщается, что «реставрационные...

Изучение этой галактики могло бы дать новые представления о ранней Вселенной

Фото: ESA/via, globallookpress.com

Космический телескоп «Джеймс Вебб» обнаружил самую старую мертвую галактику. Как сообщает CNN со ссылкой на данные исследования, галактика лишена возможности звездообразования. «Галактика существовала, когда Вселенной было...

Особым спросом у иностранных заказчиков пользуются ракетно-пушечные зенитные комплексы «Панцирь»

Фото: www.kremlin.ru

В минувшем году страна продала на внешних рынках вооружения на миллиарды долларов. Об этом российский лидер Владимир Путин сообщил в пятницу, 2 февраля, на встрече с участниками форума «Все для Победы!» в Туле. «Надо сказать,...

Чаще всего патент на полезную модель получают в отношении новых решений, которые не столь значительно дополняют уже известные на рынке

Фото: Andrey Arkusha/Russian Look, globallookpress.com

Женщины в России в 2023 году получили на 11% больше патентов, чем в 2022 году. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные компании «Онлайн Патент», число регистраций достигло почти 10 тысяч. «В 2023 году россиянки получили...

В ЕДДС пояснили, что Воткинский завод проводил тестирование ракетных двигателей

Кадр видео с YouTube

Взрыв под Ижевском, видео с которым в среду, 7 февраля широко разошлось в социальных сетях и Telegram-каналах, произошел в ходе плановых испытаний ракетных двигателей и не является чрезвычайным происшествием. Об этом обозревателям ТАСС сообщили...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?