06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КВАРТИРА В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 17 Мая 2000г.
Что принесет россиянам новый этап жилищной реформы? Сколько, например, мы будем платить за квартиру в ближайшие годы? Быстрее ли будет двигаться очередь, в которой все еще ждут заветного ордера почти 6 миллионов семей? Стоит ли говорить, насколько актуальны эти вопросы. Вот почему такой интерес вызывает рассмотренный недавно на заседании правительства объемный (55 страниц) документ - "Основные направления государственной стратегии развития жилищной реформы в 2001 - 2005 годах и на долгосрочную перспективу". Понятно, потребуется принять еще ряд законов, поправок к действующим актам, постановления правительства, но контуры стратегии уже как будто определились.

В России, если судить по общим цифрам, с жильем вроде не так уж плохо: имеется более 54 миллионов квартир и частных домов - это на 145 миллионов граждан. То есть на троих - как бы одна квартира или даже дом. Общая площадь - более 2,7 миллиарда квадратных метров. Понятнее другая цифра: в среднем на каждого россиянина приходится 18,9 кв. метра. Еще не так давно - в 1990-м - аналогичный показатель составлял лишь 16,4. На семью, скажем, из трех человек "средняя" прибавка составила почти 8 метров -ощутимо? Картина чуть ли не идиллическая.
А на самом деле, несмотря на некоторые действительно позитивные тенденции, ситуация в этой сфере остается сложной. Квадратные метры распределены, конечно же, неравномерно. Кто-то имеет несколько особняков, а кто-то ютится втроем в комнатушке. Пять миллионов граждан мается в общежитиях и более трех с половиной миллионов - в "коммуналках". В целом же треть всех российских семей (включая одиночек) живет в крайне стесненных условиях (на каждого человека приходится менее 9 квадратных метров). Общая беда - качество жилья. Ветхий и аварийный фонд превышает 45 миллионов квадратных метров. Неважно обстоят дела и с удобствами (даже элементарными): каждая шестая городская квартира не имеет водопровода или канализации, каждая четвертая - газа, горячего водоснабжения. На селе в этом плане положение еще хуже. Словом, "квартирный вопрос" по-прежнему стоит остро.
Но почему так медленно ремонтируют, благоустраивают низкокачественное жилье? Ответ известен: у муниципальных властей и у ведомств не хватает денег. И это при том, что на содержание жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) расходуются огромные бюджетные средства. В 1997-м - 113 миллиардов рублей (13 процентов всех расходов консолидированного бюджета), в 98-м - 96,8 миллиарда, в 99-м - 124,6 миллиарда. Во многих городах от четверти до половины всех бюджетных расходов идет на ЖКХ. Но все мало.
На сегодняшний день в неотложном восстановлении нуждается свыше 20 процентов жилищного фонда - это более полумиллиарда квадратных метров. Между тем объемы капитального ремонта сократились по сравнению с 1992-1993 годами впятеро. Ремонтных работ сейчас производится в десять раз меньше, чем требуется. Из-за недофинансирования износ основных фондов коммунального хозяйства достиг уже 45 процентов. Трудно даже представить себе масштабы бедствия: необходимо заменить 27 тысяч километров уличных тепловых сетей, почти 100 тысяч километров - водопроводных, 20 тысяч километров - канализационных. Этими трубами можно трижды опоясать земной шар. Эксперты прогнозируют, что если не будут приняты быстрые меры, то в недалеком будущем начнут одна за другой прорываться водопроводные и тепловые сети, обваливаться потолки в квартирах... Где же выход? Специалисты видят его в энергичном продвижении жилищной реформы.
Первый ее этап занял в России девять лет (1991-1999). За это время было принято более 160 законодательных, нормативных актов, но самое главное - коренным образом изменилась структура собственности жилищного фонда России. После массовой приватизации доля "частников" увеличилась до 59 процентов. Параллельно стремительно набирает обороты и другой процесс - строительство жилья все в большей мере переходит от государства к приватным фирмам. Частные и индивидуальные застройщики играют уже главную роль. Доля жилья, вводимого ими, возросла в два с половиной раза, а соответствующий вклад государственных и муниципальных предприятий сократился с 80 до 20 процентов.
Дальнейшее развитие частного сектора, перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы - так определена стратегическая задача на ближайшие пять лет и более длительную перспективу. Это значит, что и расходы ЖКХ все в большей мере будут покрываться за счет собственника. Более подробно об этом мне рассказали в фонде "Институт экономики города", где, собственно, и был подготовлен для правительства проект "Стратегии жилищной реформы до 2005 года".
Самый трудный и, можно сказать, ключевой вопрос - предстоящий переход на стопроцентную оплату населением услуг, связанных с содержанием и обслуживанием жилищного фонда (включая и капитальный ремонт). Определен конкретный временной рубеж - 2003 год. Прежняя Дума, правда, перенесла срок введения полной оплаты на 2008-й, однако новый парламент вполне может согласиться с предложением правительства вернуться к первоначальным срокам. Но осилят ли россияне, 20 процентов которых и сегодня не в состоянии платить за квартиру, столь тяжелое финансовое бремя? Специалисты фонда отвечают утвердительно, ибо платить будут те, кто имеет деньги, а для бедных предусматривается очень серьезное усиление адресной социальной помощи. В прошлом году субсидии населению на оплату жилья и коммунальных услуг составили 1,96 миллиарда рублей - всего 1 процент от полученных доходов в этой сфере. К 2003 году удельный вес подобных выплат должен увеличиться с 1 до 15 процентов (в 15 раз). И общая сумма, по расчетам, превысит 50 миллиардов рублей. Средств должно хватить всем нуждающимся. Если сегодня субсидии (в среднем примерно 60 - 65 рублей в месяц) получают 2,6 миллиона семей, то в 2003-м их число увеличится в 4 - 5 раз, то есть адресную помощь предполагается предоставить 25 - 30 миллионам граждан.
- Общая картина, - говорит президент фонда Надежда КОСАРЕВА, - будет выглядеть так: платежи населения через три года составят 85 процентов доходов ЖКХ, а адресные жилищные субсидии из бюджета - 15. Практика же дотаций предприятиям в этой сфере будет полностью прекращена. Для сравнения: в прошлом году платежи населения составили только 36 процентов, то есть в два с лишним раза меньше реальной стоимости услуг...
Иными словами, гражданам придется через три года примерно вдвое увеличить свои расходы на оплату жилья и коммунальных услуг. Сегодня двухкомнатная пятидесятиметровая квартира, в которой живет семья из трех человек, обходится (включая газ, электричество, телефон) ежемесячно в среднем, по оценкам, в 280 рублей (замечу, что разница между минимальными и максимальными тарифами по городам России достигает 25-кратной величины). Если бы уже сегодня пришлось за все рассчитываться полностью, то сумма бы выросла до 580 рублей. В 2003-м плата за такую квартиру с учетом инфляции, возможно, составит 800 рублей. Между прочим, нынешние расходы многих москвичей по этой статье семейного бюджета достигли 550 рублей. Но для большей части населения страны такие суммы, конечно, пока не по карману. Да и то сказать, стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла с 1993 года в 210 раз, а зарплата - только в 125. Контраст разительный. А теперь вот предстоит и новое подорожание, причем вдвое. Не придется ли половине граждан отдавать за проживание в квартире почти всю зарплату?
- Нет, конечно, - отвечает один из ведущих специалистов фонда Марина ШАПИРО. - Малообеспеченные семьи будут платить не более 20 - 25 процентов от величины совокупного семейного дохода. Если, например, он будет равен 2200 рублям, а за квартиру надо вносить, допустим, 750, то ежемесячные субсидии составят 200 рублей. А для каких-то семей, может быть, и 300 (сегодня, напомню, средний размер субсидии - около 65 рублей). Конечно, затраты граждан на жилищно-коммунальные услуги возрастут (тут уж ничего не поделаешь, иначе придем к краху), но доля этих платежей в потребительских расходах домашних хозяйств в целом не превысит, по расчетам, 11 процентов (сейчас - 5,3). Хочу подчеркнуть, что, помимо всего прочего, новая система восстановит принцип справедливости, ибо нынешняя практика бюджетного дотирования дает огромный выигрыш прежде всего наиболее обеспеченным группам населения, имеющим квартиры и особняки большей площади...
Между прочим, расходы жильцов можно заметно сократить, если отбор коммунальных предприятий для обслуживания дома будет производиться на конкурсной основе. В соответствии с новой стратегией конкурсный отбор предприятий должен стать массовым явлением, ибо это выгодно и эффективно. В Саратове, например, по итогам подобных конкурсов, победителями которых были объявлены частные компании, стартовая стоимость обслуживания одного квадратного метра жилищного фонда была снижена на 12 процентов. В Великом Новгороде и Оренбурге удешевление (благодаря опять-таки конкурсам) составило 5 - 10 процентов. В этих городах по новым ценам обслуживается от пятой части до трети всего муниципального жилья. Неплохой пример для остальных, не правда ли?..
Более того, жильцы могут объединиться, создать товарищество собственников жилья (ТСЖ) и взять у всех этих жэков, дэзов, грэпов бразды правления в свои руки (закон позволяет). Однако сегодня в России таких товариществ всего 4100, очень мало. Возможно, в недалеком будущем их число составит десятки тысяч - просто жизнь заставит.
Ну а чем порадует второй этап жилищной реформы очередников? Самое главное - то, как именно им будут предоставляться квартиры из муниципальных фондов: не по старой схеме - на всю жизнь, а по договору социального найма. То есть не бессрочно, а на сколько-то лет, ибо со временем материальное положение семьи может измениться. Это важно, потому что если ее доходы станут достаточными для найма лучшего жилья, чем предусмотрено скромным социальным стандартом, то семья должна будет переехать в более комфортабельные апартаменты. Муниципальные же квартиры останутся только малообеспеченным.
В этой связи встает вопрос о том, как быть с неприватизированным муниципальным фондом. Авторы документа предлагают установить предельный срок для бесплатной приватизации жилья. Естественно, необходимо будет внести соответствующие изменения в наши законы. После этого все, кто останется в неприватизированных квартирах, должны будут заключать с муниципальными службами договоры социального найма.
Нуждающимся в улучшении жилищных условий будет предоставлено право выбора: либо найм муниципального жилья (не исключающий, кстати, социальной помощи), либо получение государственной поддержки для участия в новом строительстве. Речь идет прежде всего о безвозмездных субсидиях на приобретение квартиры или сооружение индивидуального жилья. Субсидия покроет лишь часть рыночной стоимости строительства (в рамках скромного социального стандарта) и будет зависеть от совокупного дохода домохозяйства.
Не обойден в документе и острый "земельный вопрос". Для привлечения к жилищному строительству крупных инвесторов, кардинального расширения масштабов необходимо, по мнению авторов "Стратегии", пойти наконец на революционный шаг. А именно - предоставлять (продавать) частным фирмам земельные участки в собственность. Ибо нынешняя аренда земли не обеспечивает гарантированных прав инвесторов. Если же еще учесть планируемое увеличение жилищных субсидий заемщикам (на выплату первоначального взноса) и развитие ипотечного кредитования, то можно прогнозировать, что получение квартир очередниками пойдет быстрее.
Впрочем, время покажет, удастся ли воплотить в жизнь рассмотренную и в целом одобренную правительством новую "Стратегию жилищных реформ". Очень важно, поддержат ли ее общество, Государственная Дума, не "забуксует" ли все на этапе реализации. То, что богатые должны платить за жилье полной мерой, сомнений не вызывает. Но по карману ли будет так называемым "середнякам" тратить четверть семейного бюджета на жилищно-коммунальные услуги? Это большой вопрос. При проведении второго этапа реформы необходимо, думается, изменить одновременно и политику доходов населения. Без их существенного увеличения на успех рассчитывать нереально. В любом случае нельзя допустить новой волны роста массовой бедности в стране. Вот тут Россия все "ресурсы падения" уже исчерпала. Словом, властям есть над чем думать, просчитывая все конкретные варианты.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников