Ушел из жизни Иван Сергеевич Чехов, последний из потомков великого русского писателя. Увы, продолжателей рода на свет появилось вообще мало, несмотря на то, что семья Чеховых была многочисленной: пятеро братьев — Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил — и сестра Маша...
Самого Антона Павловича детьми судьба, как известно, обделила. Брат Николай умер рано — в Сумах от чахотки. Тоже никаких потомков. Мария Павловна замужем не была, детей у нее не было. У среднего брата Ивана родился сын Володя, который стал актером Художественного театра. Но Владимир Иванович семьи создать не успел, трагически и нелепо ушел из жизни — застрелился после того, как Станиславский сделал ему обидное замечание: Так оборвалась еще одна линия Чеховых.
У старшего брата Александра Павловича родилось трое сыновей. Он назвал их именами родных братьев — Антон, Николай, Михаил. Два первых сына сгинули, судьба их неизвестна. Могла бы, наверное, что-то конкретное рассказать Мария Павловна Чехова. Но сестра писателя прошлое своей семьи, ее темные пятна словно подтирала ластиком, «лишние» письма сжигала. Существует версия, что Антона и Николая репрессировали, что они так и остались за лагерной колючей проволокой.
А вот Михаилу повезло больше: он стал талантливейшим, всемирно известным актером. Играл в Художественном театре, руководил студией МХТ. Женился на племяннице супруги Антона Павловича Чехова, обольстительной красавице Ольге Константиновне. Но прожили они вместе недолго. Личная жизнь не удалась. После развода Михаил, опасаясь сталинских репрессий, уехал за границу. Сначала в Германию, потом, в конце 30-х, в Америку. Открыл в Голливуде школу актерского мастерства. Среди его учеников Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Юл Бриннер:
Ольга Константиновна Чехова тоже отправилась в Германию. Там и осталась. И благодаря своей красоте и уму попала в ближний круг Гитлера. По одной из версий, Ольга работала на советскую разведку. Остались ли у нее и Михаила потомки, которые дожили до наших дней? Точных сведений на этот счет не имеется. Но чеховед Ольга Авдеева, дочь создателя и директора музея-усадьбы Антона Павловича в подмосковном Мелихово считает, что не осталось. Сама фамилия Чеховых в Германии, мол, есть, но с семьей великого писателя уже никак не связана, родство давно оборвалось.
Продолжалась знаменитая фамилия Чеховых до самого последнего времени по линии младшего брата писателя Михаила. Его сын Сергей Михайлович работал художником во МХАТе, Большом театре. Похоронен, как и великий писатель, на Новодевичьем кладбище в Москве. У Сергея Михайловича остался сын — Сергей Сергеевич Чехов, внучатый племянник писателя. Он унаследовал талант отца — тоже стал профессиональным художником. Любил рисовать пейзажи. А потом, годам к 30, стал искать свой путь в искусстве, начал возрождать античную технику живописи — энкаустику. Выполнял заказы для научных институтов в Зеленограде. Некоторые работы Сергея Чехова хранятся в фондах музея в Мелихово, но выставляются редко — им нужен воздух, простор: Был высоким, красавцем, нравился женщинам. Очень походил на Антона Чехова. Обожал церковь Рождества Христова в Мелихово, называл ее своей невестой. Рядом с ней и завещал себя похоронить. В 1966-м у Сергея родился единственный сын Иван:
Сам Сергей Сергеевич умер рано, не было и 40. Внезапно дома из носа пошла кровь, которую не смогли остановить. Вызвали «скорую». Врачи института имени Склифосовского объяснили случившееся тем, что организм Сергея Чехова был слишком здоровым и не привык сопротивляться заболеваниям. Последняя записка художника из клиники была короткой: «Я люблю вас всех...» Какой-то злой, беспощадный рок словно преследовал талантливых Чеховых. На Иване злая судьба не сделала передышку. Последний Чехов от рождения был тяжело и неизлечимо болен. Человек дождя: Он окончил школу, работал какое-то время в восточном отделении издательства «Наука».
...Похоронили его на кладбище в Мелихово, между могилами отца Сергея Чехова и бабушки Валентины Яковлевны Чеховой. «Иван Сергеевич был человек особенный, — сказал на последних проводах настоятель местной церкви Рождества Христова отец Максим, — он жил вне нашего суетного мира, на своей закрытой территории. Никого не обидел, ни на кого не посмотрел косо...»
