Главная Культура Афиша 00:05 17 Июля 2020 3029
Отчего «Ненавсегда» пишется вместе

Третьяковская галерея на первой после карантина крупной выставке открыла, насколько незастойным было искусство эпохи застоя

Елена Широян, искусствовед
Фото: www.tretyakovgallery.ru

Название «Ненавсегда» в проекте об искусстве 1968–1985 годов написано вроде бы с ошибкой. Возможно, это намек на обманчивость стереотипов — вот и насчет истинного значения той эпохи мы, вполне вероятно, заблуждаемся? Впрочем, новая экспозиция — не совсем даже об «изо». Здесь частым неводом прошлись по всему руслу советской культуры, от голимого официоза до готовности строить ему рожи из амбразуры андеграунда. Картина оказалась намного сложнее, чем прямолинейное противопоставление официального «краснознаменного» пафоса и его антипода — нонконформизма всех мастей.

Невозможно скомандовать художникам — по крайней мере авторам тех 500 (пятисот!) экспонатов, что вошли в экспозицию на Крымском Валу: на первый-второй рассчитайсь! Расходиться по разные стороны баррикады ни творцы, ни их работы совершенно не готовы. Слишком много общего у них — прежде всего, единый воздух, разлитый над огромной страной, оставившей по себе метку made in USSR. Именно тот воздух и тот строй жизни с его выкрутасами на излете породили немыслимое в «свободном мире» явление — аптарт (от Apartment Art), квартирные выставки, доступные кругу друзей (хотя и в этот мирок для избранных проникали стукачи-осведомители). Порой такие выставки проводили в своих мастерских и мэтры — например, скульптор Леонид Соков, в дальнейшем ставший эмигрантом и гуру соц-арта. Вот нынешние классики Игорь Шелковский и Иван Чуйков — на снимках с такой выставки 1976 года, пародийно, на манер «союзных манежных» названной «Весенняя квартирная». А рядом уцелевшие их работы, теперь уже музейные. А вот на фото ныне маститые, вместе со своими произведениями разбросанные по всей Европе, сбились вокруг покойного классика Генриха Сапгира. Юные в том уже далеком 1983-м Алена Кирцова, Вадим Захаров, Юрий Альберт, писатель Владимир Сорокин...

Масштаб проекта таков, что даже самых крупных художников пришлось бы перечислять долго, рискуя обидеть других. Тут и зачинатель «сурового стиля» Виктор Попков, его приверженцы Гелий Коржев и Таир Салахов, звезды «Левого МОСХа» Татьяна Назаренко и Наталья Нестерова, лидер направления ретроспективизма Дмитрий Жилинский, великолепный Илларион Голицын, ироничный Борис Орлов, гениальный скульптор-минималист Андрей Красулин — ну и конечно же самый известный на Западе из нынешних русских художников Илья Кабаков.

Иные авторы не так известны даже искусствоведам — река жизни течет дальше, унося прочь имена и репутации. Кто помнит сегодня вне стен ГТГ академика-живописца Юрия Королева, чьими героями бывали космонавты и даже, как выяснилось тут, и сам Брежнев? Однако я охотно прощаю автору «низкопоклонство» за то, что именно он, назначенный директором ГТГ в начале 80-х, решил перестроить ее основное, ставшее аварийным здание в Лаврушинском, а заодно создал вокруг целый музейный городок. Скольких сил и нервов это стоило, помнят лишь старожилы Третьяковки. Те, кто оплакивал Юрия Константиновича после его безвременной смерти в 1992-м. А ведь это во многом его стараниями сегодня у галереи — большая и разноплановая коллекция всего ХХ века, для собирательства в советскую и постсоветскую пору очень непростого. Того нельзя, это под запретом, а вон тот, уже корифей бывшего андеграунда, и сам не хочет в ГТГ, вопрошая высокомерно: а с кем рядом я там буду стоять?

Сегодня и я горжусь тем, что в то время работала в отделе скульптуры, не только храня свой фонд, но вместе с коллегами в мастерских и на выставках выбирая лучшее. Кое-что из этих произведений попало и в нынешнюю экспозицию. Еще больше, к сожалению, не попало — объема собрания вполне хватило бы на пять-семь таких выставок. Цветущая сложность — вот как, на мой взгляд, стоит характеризовать тот период, вместо привычного, рубленного сплеча: да это же застой!

Прошу простить за то, что чем дальше движется мой рассказ, тем более субъективным он становится. Потому что невозможно без эмоций судить выставку, сделавшую экспонатом твою собственную юность. Ведь в хронологические рамки 1968–1985 годов точно вписывается важнейший период моей биографии: с момента, когда я пошла в школу, до того, как уволилась с первой постоянной работы и впервые уехала за рубеж — по тогдашней казенной формулировке, как член семьи советского командированного. Отбывая «срок» в Алжире, где муж работал корреспондентом АПН, выдавая книжки читателям библиотеки в Доме дружбы, я даже не подозревала, что по возвращении в Москву моим новым местом работы станет стеклобетонное здание на Крымском Валу, ныне всем известная Новая Третьяковка...

Разумеется, очерчивая границы выставки, кураторы отталкивались от иных, более знаковых для всех примет истории. 1 января 1968 года в эфир впервые вышла программа «Время» — теперь уже нелегко понять, какой это был прорыв в смысле разнообразия и полноты информации. В том же году погиб Юрий Гагарин, улыбка и надежда «оттепели». И введены войска в Чехословакию, подавлена Пражская весна... Но я опять про свое, про воспоминания, дремлющие где-то в глубинах памяти. Вот брежневский лик на телеэкране, возникающий с жутковатой неизбежностью, и язвительные слова моей вполне аполитичной мамы, еще совсем непонятные ее малолетней дочке — про какой-то «культ личности». А вот косые взгляды детишек из ЧССР, отдыхавших в нашем пионерском лагере, но не желавших с нами «дружить». Помню задание нам, первокурсникам: сделать конспект жизнеописания дорогого Леонида Ильича «Целина». И это на истфаке лучшего в стране Московского университета!

Правда, не могу забыть и девушку из Литвы, соседку по купе в поезде на Вильнюс зимой 1982 года: она растерянно вопрошала — «Да как же мы теперь будем жить без него?», имея в виду все того же, накануне почившего генсека, к моим студенческим годам прочно ставшего героем анекдотов.

Спасибо двоемыслию и лени, двум коренным чертам человека эпохи застоя: книгу читать я не стала, «содрала» чужой конспект. Можно было жить своей жизнью, терпя политзачеты и лекции по политэкономии социализма, зато оградив нерушимым внутренним забором свой частный мир. В котором помещались любимые профессора и стихи Мандельштама, перепечатанные на тончайшей бумаге (вот откуда взялась нынешняя скорость на «клаве»), песни Окуджавы и фильм «Амаркорд», «Архипелаг Гулаг» из «тамиздата» и первая в Москве после расстрела в 1938 году выставка художника-авангардиста Александра Древина в скромном зале МОСХ на улице Вавилова.

А еще — стойкий дух интернационала, привитый не по казенной линии, а в силу соседства на курсе с «детьми разных народов» — я и сегодня общаюсь на фейсбуке с подругой из Бомбея, всякий раз изумляясь, как прекрасно она пишет по-русски. Мы тогда не подозревали, насколько иллюзорными станут вскоре казавшиеся незыблемыми границы, как быстро потерпит крах исторический проект «СССР», павший под ударами гласности, «афганского синдрома» и горе-экономики социализма.

Вот откуда странное, «написанное вместе» название выставки в ГТГ. Оно вторит тезису «Это было навсегда, пока не кончилось», как поименовал свою книгу о последнем советском поколении философ Алексей Юрчак. Держу пари: многим эта экспозиция будет даже интереснее, чем весьма содержательная ретроспектива Репина либо первая в России «персоналка» Мунка — нет спора, огромный успех ГТГ. Но что может быть увлекательнее, чем заново пережить и осмыслить свою жизнь? А если по возрасту вы «не проходите», то прикоснуться к реалиям, наверняка определившим биографию ваших близких.

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4894
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3575
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3014
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2356
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1979
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1785
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1611
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1574
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?