В Хабаровском крае не хватает земельных участков для строительства нового жилья. И это не шутка, а реальные жалобы застройщиков, которым не хватает земли для выполнения президентской программы развития жилищного строительства. Учтем: общая площадь края — 824 тысячи км2, или полторы Франции (547 тысяч км2). А земли не хватает.
Аналогичные жалобы потоком идут из Карелии, занимающей площадь 180,5 тысячи км2 (шесть Бельгий или четыре Дании), из Санкт-Петербурга и Воронежской области, из Казани и Красноярского края. И так далее, и тому подобное.
Сделаем, однако, поправку: во всех этих краях, городах и весях не хватает не простой земли, а уже подготовленных участков, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой. Такой желанной для застройщиков земли в стране не хватало всегда, и именно для решения этой проблемы пять лет назад создали Федеральный фонд развития жилищного строительства (Фонд РЖС). Целями и задачами определили «содействие развитию рынка земельных участков», «развитию объектов инженерной инфраструктуры», «объектов социальной инфраструктуры», «транспортной инфраструктуры», «обустройству территорий посредством строительства объектов инфраструктуры»...
Фонд должен был находить и отбирать у нерадивых хозяев неиспользуемые земельные участки, приводить их в божеский вид и продавать застройщикам (преимущественно с аукционов). Но вот Счетная палата проверила, как у фонда это дело получается. И выявила неприглядную картину: из 333 аукционов по продаже земельных участков под жилую застройку 206 (!) были признаны несостоявшимися. Причина простая: необеспеченность участков инфраструктурой. Вместо «содействия развитию» фонд занимался обыкновенными земельными спекуляциями — перепродажей участков безо всякого обустройства.
Любопытно, что даже на этой торговле фонд заработал немалые деньги — 12,9 млрд рублей. Но лишь 2,3 млрд (меньше 20%) потратил на изначальные цели — развитие инфраструктуры. Зато в полтора раза больше — 3,5 млрд рублей — ушло на собственное содержание — расходы на персонал. С этого фонд начинал: уже в год его создания, кризисный 2008-й, средняя зарплата сотрудников здесь составляла 122,3 тысячи рублей в месяц, а уже через год дошла до 187 тысяч рублей ежемесячно.
Результат впечатляет, особенно касательно топ-менеджеров. Глава фонда Александр Браверман за минувший, 2012 год получил из кассы фонда в собственный карман 26,6 млн рублей, его заместители — по 10-15 млн рублей. Для сравнения: президент страны Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев за тот же период смогли заработать около 5,8 млн рублей.
Тем временем жилья в стране не прибавлялось: за три года на землях фонда должно было вырасти 15,6 млн м2, но ввели в 15 раз меньше. Работа по обустройству земельных участков должна была снижать себестоимость строящейся недвижимости, а она росла. Скажем, в Приморском крае вместо планируемой цены в 45-50 тысяч рублей за 1 м2 уже получается 120 тысяч. Тем временем руководство фонда летало в Канны на выставку коммерческой недвижимости MIPIM 2013, укрепляло российско-японскую дружбу и так далее. Все это — за наши, российские деньги.
У Александра Бравермана, впрочем, были хорошие предшественники: еще в 2007 году в России был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с задачей организации капитального ремонта ветхого жилья и переселения россиян из аварийного жилого фонда. Свою деятельность организация начала с повышения собственного благосостояния: на 97 человек списочного состава ведомства было потрачено 340 млн рублей. Не выдержала даже Генпрокуратура — настоятельно рекомендовала быть скромнее. Результат: в минувшем, 2012 году личный доход главы фонда Константина Цицина составил почти 114 млн рублей. Его заместители живут скромнее, но и они значительно богаче первых чиновников нашего государства — президента и премьера.
Между тем деньги, выделяемые на приведение в порядок ветхого жилого фонда и расселение аварийных домов, текут, как вода, неизвестно куда. Из-за чего в нынешнем году приостанавливалось финансирование программы в 19 регионах: Петербурге, Подмосковье, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Карелии, Северной Осетии, Чувашии, Ненецком автономном округе, Пермском крае, Архангельской, Вологодской, Ивановской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Саратовской, Тверской, Тульской и Ульяновской областях.
А ведь у обоих фондов помимо корыстолюбивого руководства есть и наблюдательные советы, руководители которых — первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков и министр регионального развития Игорь Слюняев — живут не в пример скромнее. Но, быть может, оно и правильно: если ничего не наблюдаешь — нечего и получать?