Но прежде президент в режиме видео-конференции прямо из Москвы запустил на реке Ангаре в Красноярском крае первую очередь Богучанской ГЭС — два энергоагрегата. И тем самым окончательно «разморозил» чудовищный долгострой нашей страны.

Сама идея соорудить каскад гидростанций на «дочери Байкала» (Ангара — единственная вытекающая из него река) появилась 92 года назад, в 1920-м. Всего предлагалось построить 11 ГЭС, из которых Богучанская должна была стать самой нижней. Но проектировать ее начали через четыре десятка лет, в 1964-м, а строить еще через 12, после Иркутской, Братской и Усть-Илимской. Сама стройка тоже затянулась — на 18 лет, после чего ее фактически заморозили — еще на восемь.

«Отогревать» начали лишь в 2005-м, когда «Русалу» Олега Дерипаски потребовалась дешевая электроэнергия для проектируемых в Сибири новых алюминиевых заводов. Для чего «алюминиевый король» создал с нынешним «РусГидро» частно-государственное партнерство, регулируемое английским правом и с финансированием через офшорные компании. В результате за последние три года станция подорожала втрое — с 30 до 90 млрд рублей, но, как утверждают в «РусГидро», станет членом первой пятерки крупнейших ГЭС России и самой суперсовременной из них в техническом и технологическом плане.

На полную мощность станция выйдет в следующем году, когда даст первый металл ее основной потребитель — Богучанский алюминиевый завод, которому предназначена практически половина мощностей. Немалую долю заберет еще один строящийся алюминиевый завод — Тайшетский. Остаток отдадут промышленности Нижнего Приангарья.

«Это очень хороший пример частно-государственного партнерства», — сказал после запуска ГЭС Владимир Путин. А энергетики в кулуарах отметили, что в мировой экономике это нормально, когда энергетические мощности появляются не по решению Госплана, а там, где есть потребитель, готовый вложить в их создание свои средства.

Разговор о судьбе электроэнергетики продолжился на специальном совещании, куда были приглашены члены Комиссии при президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и руководители основных сетевых компаний страны — ФСК (более 124 тысяч километров магистральных линий электропередачи) и МРСК (свыше 2 млн километров распределительных сетей в 69 регионах).

Обе были созданы в результате реформирования с последующей ликвидацией РАО «ЕЭС России», теперь, как сказал Владимир Путин, «экономическая логика требует изменения, совершенствования структуры управления компаниями электросетевого комплекса». Но, предупредил Владимир Путин, изменения «должны быть осознанными, продуманными, без каких-то излишних импульсивных движений, должны быть основаны на практике работы компаний за последние годы».

Между тем практика давно просит и требует вернуть сетям единое руководство и единые правила игры. Чтобы на пути от генерирующих мощностей до потребления более не выставлялись дорогостоящие посреднические шлагбаумы и рогатки. Для чего еще в апреле Игорь Сечин, уходящий с должности вице-премьера — куратора энергетики, предложил как временную меру передать МРСК в управление ФСК. В июне это было сделано.

В дальнейшем в рамках государственного «Роснефтегаза» предполагалось со-здание Национальной сетевой компании (НСК), в которую вошли бы и ФСК, и МРСК — сначала в управление, а затем и в собственность, — с передачей «Роснефтегазу» государственных контрольных пакетов акций сетевых компаний: 79,55% ФСК и 54,52% МРСК.

Одновременно «Роснефтегаз» должен был стать контролирующим акционером некоторых других стратегических компаний в энергетическом секторе отечественной экономики — «РусГидро», «ИнтерРАО», «Зарубежнефть», — проинвестировав в них накопленные за последние годы дивиденды (132 млрд рублей) по уже принадлежащим «Роснефтегазу» пакетам акций «Роснефти» (75%) и «Газпрома» (10%).

Таким образом, в стране появлялось бы мощное государственное экономическое ядро, способное обеспечить управление стратегическими активами в общегосударственных интересах и стабильно наполнять казну.

Но теперь реализация этой программы как минимум приостанавливается. Во-первых, правительство намерено забрать у «Роснефтегаза» основную долю накопленных средств в бюджет. Во-вторых, новый «энергетический» вице-премьер Аркадий Дворкович и новый министр энергетики Александр Новак выступили против объединения электросетевых компаний под эгидой «Роснефтегаза».

Причины несогласия выставляются самые различные. Но главная, видимо, в том, что в перспективе правительство настаивает на постепенной приватизации холдинга распределительных сетей (МРСК).

А пока на совещании у президента страны принято компромиссное решение: создать для управления компаниями ФСК и МРСК специальную управляющую компанию. Фактически одобрен «сечинский» вариант создания НСК, но без «Роснефтегаза», который в этой структуре не упоминается. Кто будет учреждать управляющую компанию для государственных сетей, пока не определено. Тем самым выполнено указание главы государства о недопустимости «действовать с кондачка, не продумав до конца все последствия каждого из шагов».