Главная Культура 21:24 18 Марта 2013 166
Юлия Лежнева: «Не выгнали бы из балета – не стала бы музыкантом»

Вышел дебютный сольный альбом самой молодой оперной звезды мира

Сергей Бирюков

23-летняя уроженка Южно-Сахалинска Юлия Лежнева – сенсация мировой оперной сцены: с ней поет Пласидо Доминго, ее спектаклями дирижирует прославленный маэстро Марк Минковский… Пожалуй, в истории музыки не найдешь другого такого случая раннего начала звездной сценической карьеры: оперный голос созревает лишь годам к 30. При всей своей международной славе Юлия остается симпатичной, скромной, контактной девушкой, которую с первого взгляда вполне можно принять за старшеклассницу. Насколько охотно и доброжелательно она общается – оценил корреспондент «Труда», встретившийся с Юлей в перерыве ее репетиций в Архиповской гостиной Международного союза музыкальных деятелей, где певица смогла подарить журналисту свой дебютный сольный диск, составленный из арий Вивальди, Генделя, Порпоры и Моцарта.

– Юля, вы из семьи, как пишут, потомственных геофизиков. Т.е. судьба ваша была предрешена – как же случилось что вы пошли наперекор семейной традиции?

– Просто я оказалась не способна ни к физике, ни к математике. В то же время мама считала, что каждого ребенка, вне зависимости от того, кем он потом станет, надо обязательно приобщить к искусству. Отвела меня в музыкальную школу, и тут выяснилось, что есть и слух, и запоминание легко дается. Я начала заниматься на фортепианном отделении, пела в хоре, где мое пение ставили в пример другим девочкам. Но речи о сольном вокале пока не шло. Певческий голос проявился в 11 лет. А в 14 я уже была студенткой колледжа при Московской консерватории – знаменитой «Мерзляковки», где продолжала заниматься как пианистка и в то же время стала серьезно учиться вокалу. И в этом «соревновании» голос начал выигрывать – я поняла, что с ним мне все дается несравнимо легче, чем на рояле. Хотя, безусловно, фортепианное образование и все соответствующие предметы – концертмейстерский класс, камерный ансамбль – помогли мне в освоении вокальной профессии.

– Расскажите про ваших первых учителей.

– В школе имени Гречанинова я занималась у Тамары Вячеславовны Черкасовой, а в колледже – у Ирины Михайловны Журиной. Очень им благодарна – никто из них не пытался меня ломать, они старались лишь развить то, что во мне заложено. Очень лояльно отнеслись к моему фанатичному увлечению оперной и ораториальной музыкой барокко. Тамара Вячеславовна сама регулярно дарила мне диски выдающихся исполнителей… Ирине Михайловне я могла приносить на каждый урок по новой барочной арии. Она не могла помочь советом в исполнении этого стиля, но уважительно относилась к моим предпочтениям. Другие педагоги сказали бы: есть программа, и ты должна ее соблюдать. А она смогла скомпоновать романсы и песни обязательного репертуара с тем, что любила я сама, и давала мне раскрыться как музыканту… Еще от Ирины Михайловны я узнала важную вещь: голос всегда должен звучать свежо. Слышишь в нем хотя бы небольшую усталость – сразу прекращай петь, связки требуют осторожности, как и здоровье вообще… Мы до сих пор в контакте. Мой папа дружит в соцсетях с мужем Ирины Михайловны, Анатолием Яковлевичем, постоянно посылает ему мои записи.

– Анатолий Журин – один из ведущих журналистов «Труда».

– Как приятно, мир тесен!

– После классического образования у Ирины Журиной вы отправились в странствие по миру и у кого только не занимались – голова закружится от одного перечисления: Кири Те Канава, Тереза Берганса, Томас Квастхоф, Чечилия Бартоли… Неужели такая пестрота школ полезна?

– Согласна, чрезмерное увлечение звездными мастер-классами в слишком юном возрасте может сбить с толку. Но все-таки я к тому моменту уже получила не только вокальную, но и общемузыкантскую подготовку как пианистка, у меня была достаточно надежная культурная база. И потом, то, о чем вы сказали, было краткими эпизодами, а основой моего образования оставались занятия с одним педагогом – два года я училась в Кардиффе у замечательного тенора Денниса О'Нила.

– Общение с человеком такого масштаба, как, например, Бартоли, не подавляет?

– Когда мы с ней встретились в Цюрихе, мне было всего 18. Я страшно волновалась, но с Чечилией, как бывает с истинно значительным человеком, оказалось невероятно легко. Она объясняла, что в музыке Моцарта чрезвычайно важно слово, каждое из них певица должна как бы окрасить, встроить в общий смысл фразы. Возможно, нас сблизило и то, что она так же, как я, по первому образованию пианистка, причем великолепная.

– Говорят, совершенно отдельный, удивительно светлый человек – Томас Квастхоф.

– Я попала к нему на мастер-класс в Вербье. Предпочла его одному известному россиниевскому баритону, занимавшемуся параллельно с Квастхофом, – но в итальянской музыке я уже имела какой-то опыт, а теперь хотелось перенять что-то у немецкого мастера. Но мне не повезло. Мне к тому моменту, кажется, и 18-ти не было. И первое, что Томас спросил, когда я подходила к сцене (а мастер-классы, в отличие от обычных уроков, проходят на сцене в присутствии публики): сколько вам лет? Я честно сказала, и он сразу взял агрессивный тон, явно отталкивая меня от себя: «Зачем ты сюда приехала, кто догадался тебя сюда направить, ты слишком молода для мастер-классов. Тебе следует взять педагога, которому ты доверяешь, и постоянно с ним заниматься. А здесь для тебя будет только шум, и больше ничего…» Это было так грубо, я рыдала. Только потом поняла, что он это, конечно, сделал сознательно – чтобы дать мне понять: здесь играют по-взрослому, и я должна себя почувствовать взрослой, ощутить всю меру ответственности, которую на себя взвалила. Очень важно: он научил меня, что каждый голос должен звучать на возраст его обладателя. Может, даже на более молодой – но ни в коем случае нельзя искусственно старить свой вокал, делать его более зрелым, чем он есть. В конечном счете мы с Томасом вполне сошлись, а то, что я принесла на пятое, заключительное занятие, его восхитило – это был мой любимый барочный репертуар, арии Вивальди, от которых я фанатела в училище. Он увидел, что это я пою с легкостью, с улыбкой на лице, и сказал: вот это ты должна петь. Звал на дальнейшие занятия в более интимной обстановке, но у меня не получилось – я уже начала учиться в Кардиффе.

– Сейчас один из главных людей в вашей карьере – выдающийся французский дирижер Марк Минковский, специалист по старинной музыке, Вагнеру, Дебюсси…

– Вот на Дебюсси мы и встретились в 2007 году, когда он ставил в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко «Пеллеаса и Мелизанду». Кто-то из его друзей увидел в Ютьюбе, как я на конкурсе в Ростове пою арию Зельмиры Россини. И от него последовало приглашение на прослушивание. Я пришла к нему в театр, спела кантату Баха, что-то из Россини, и мы мгновенно подружились. Ему как раз нужно было второе сопрано на запись си-минорной мессы Баха. Записывали в Испании, в Сантьяго-де-Компостела. Состав очень маленький: мы привыкли, что, скажем, у Караяна в хоре стоит сотня певцов, в оркестре сидит полсотни человек. А у Марка всего 10 певцов – хора, можно сказать, нет. Он знаток исторического исполнительства и имел основания считать, что Бах не располагал большим количеством певцов… После этого Марк стал везде меня приглашать, вплоть до Зальцбургского фестиваля, где я спела два концерта – арии Моцарта с оркестром. Это очень важно: я ведь еще в Кардиффе не училась, была студенткой колледжа. И никто меня исполнению музыки барокко не учил, просто я это безумно любила. Марк поверил в мою музыкальность, интуицию, дал мне невероятную свободу. А ведь я видела, как он может разговаривать с теми, чей голос или манера ему не нравились, – он становится желчен, начинает чуть ли не издеваться над певцом. Но ничего подобного не было со мной. Я стала его человеком.

А второй мой любимейший, наряду с Марком, дирижер – Джованни Антонини, с совершенно другим подходом. Невероятно скромный человек. В 2010 году он пригласил меня записать на рекорд-компании «Наив» оперу «Оттон на вилле» Вивальди, партию пажа—одну из главных. Я не имела опыта записи на итальянском языке, он тоже волновался, пригласил на предварительные уроки. Работал со мной буквально над каждым речитативом, показывал, как итальянская речь должна взаимодействовать с музыкальной фразой. Говорил: ты «слишком поешь», речитатив нужно проговаривать, и делать это гораздо экспрессивнее, чем ты... Когда слышишь, как играет его оркестр Il Giardino Armonico, перед тобой открываются новые горизонты: такое владение инструментами, столько красок… Не только я – все певцы невероятно воодушевлялись от звучания оркестра.

– Прошлым летом вам довелось выступить с самим маэстро Доминго…

– Это был невероятно важный для меня концерт – исполнение «Тамерлана» Генделя в Зальцбурге, дирижировал Минковский. Я еще сомневалась: роль Астерии – не слишком ли драматическая для моего голоса? Хотя Минковский звал, до последнего отказывалась, но в конце концов решилась. Выжала из себя все, и даже не поняла, как это сделала. Партия действительно ну совершенно не моя. Все получилось благодаря исключительной атмосфере, в том числе огромному личному обаянию Доминго… Он умеет потрясающе поддержать коллег. Просто даже тем, с каким настроением входит в зал, какая добрая энергетика от него струится: «Здравствуйте, я рад вас видеть». Сел рядом со мной, и чувство такое, будто это отец родной.

– Вы всегда вместе с пианистом Михаилом Антоненко, даже на интервью он рядом с вами. Насколько важно для певца постоянство партнера?

– Это человек, которому ты полностью доверяешь. Миша – больше чем мой сценический партнер, это близкий друг. Но даже если бы это был не мой молодой человек, как Миша, все равно ты должен безгранично доверять этому музыканту. Мы с Мишей вместе учились в «Мерзляковке» на фортепианном отделении, там и познакомились.

– В одном ролике на Ютьюбе вы поете Россини, и при всей виртуозности ощущается некоторая механистичность исполнения. Но затем звучит Рахманинов, от которого вы в ваших мировых странствиях вроде бы должны были отвыкнуть – и слух неожиданно согревается настоящей русской теплотой и задушевностью.

– Я думаю, среди тех нескольких компакт-дисков, которые значатся в моем контракте с Universal Music и Decca, обязательно будет диск русской музыки: Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков. А вообще то, что висит в Ютьюбе, не очень показательно для текущего момента – музыкант ведь развивается. Меня саму мои записи часто расстраивают: кажется – то не так, это не эдак… С другой стороны, Ютьюб – как бы твоя фотография определенного периода. Важно как документ и для оценки собственного развития.

– А для ваших западных менеджеров вы не представляете интереса как именно русская певица?

– Знаете, среди моих товарищей распространено убеждение, что на Запад надо ехать с мировым репертуаром. Потому что если зарекомендуешь себя только как специалист по русской музыке, на тебе поставят клише и звать станут только в русские проекты. Я не разделяла сознательно этого взгляда, но само так получилось, что с первой нашей встречи с Минковским увлекла его своим исполнением Россини, и мой первый сольный СD был посвящен именно этому композитору.

– Есть приглашения из российских театров?

– Пока практически нет. Если появятся наметки, буду очень рада.

– Судя по вашему мощному рукопожатию, вы как минимум тягаете по утрам штангу или гантели.

– Ой, что вы. (Смеется.) На регулярные занятия спортом просто нет времени. Когда езжу отдыхать в свой любимый отель в Египте, хожу там в фитнес-центр. А так с детства даже побаиваюсь спорта: у меня такая конституция, что мышцы нарастают очень быстро, и я становлюсь похожа на легкоатлетку. Ребенком я была гиперактивным, все время приходила домой с разбитыми коленками. Вон шрам на подбородке до сих пор остался. В классе была выше всех. В метро или троллейбусе нас с мамой все время отлавливали какие-то тренеры и говорили: вашу девочку нужно отдать в теннис. Один преподаватель-спортсмен, когда выяснилось, что мне только восемь лет, а выглядела я на 15, сказал: все, я от вас не отстану – умру, если не придете ко мне в школу заниматься теннисом… Мама показала меня хореографам, но те сказали, что я на голову выше обычных детей и балерины из меня не получится. В результате я оказалась ростом 1,53 м – как видите, все спортивные надежды пошли бы прахом… Зато, если бы нас тогда не выгнали из балета, я бы не стала музыкантом.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3435
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3322
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3159
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?