10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСЕЙ ГОЛУБНИЧИЙ: У ГАЗОВИКОВ ПЕРЕДЫШКИ НЕ БЫВАЕТ

Александров Николай
Опубликовано 01:01 18 Апреля 2003г.

- Алексей Сергеевич! Общеизвестно, что самый напряженный период работы газовиков - зима. Как

- Алексей Сергеевич! Общеизвестно, что самый напряженный период работы газовиков - зима. Как "Мострансгаз" ее преодолел? Есть ли жалобы на "трассу"?
- Позвольте задать встречный вопрос: а у миллионов россиян, проживающих в центральной части страны, являющейся зоной ответственности "Мострансгаза", были этой зимой перебои с газоснабжением? Значит, можно с уверенностью сказать, мы достойно преодолели этот сложный этап, выполнив свою главную задачу по обеспечению своевременных и бесперебойных поставок газа потребителям. За этими словами - ответственный, кропотливый труд 20 тысяч специалистов нашего предприятия, которые еще задолго до наступления, говоря профессиональным языком, "осенне-зимней эксплуатации" начали готовить трассу к дополнительным нагрузкам этого периода.
В полном объеме были выполнены все запланированные работы по диагностике, ремонту газовых магистралей и отводов. Устранено почти 200 опасных дефектов, выявленных в ходе комплексного обследования. Сердце трассы - компрессорные станции прошли программу капитальных и планово-предупредительных ремонтов, были созданы необходимые резервы запасных частей для газоперекачивающих агрегатов, гарантирующих быстрое возобновление работы при внештатных ситуациях. В подземные хранилища закачано рекордное количество газа - более 7,7 млрд. кубических метров. Холодная зима подтвердила необходимость увеличения "стратегического резерва", потребовав опять-таки рекордного отбора - более 8,2 млрд. кубических метров.
Все это и обеспечило ритмичную, без сбоев и авралов работу предприятия в зимний период.
- Теперь, как говорится, можно расслабиться?
- Отдыхать некогда. Наступила весна - ничуть не менее ответственный для нас период. Уже начались сезонные паводки, к которым мы тоже стараемся готовиться загодя, ставя перед собой задачу предотвращения их негативного воздействия на трассу.
По всем прогнозам, вода в этом году будет "высокой". Снег в марте шел очень интенсивно практически во всех областях России, где расположены объекты газотранспортной системы "Мострансгаза".
- В какой степени газовикам опасны паводки?
- Они несут с собой реальную угрозу затопления и, как следствие, возможного повреждения участков трассы, а также ее технологических сооружений. Не исключены аварийные ситуации, которые мы просто обязаны предусмотреть и предотвратить.
Для этого еще зимой наши специалисты начали готовить специальную программу мероприятий по обеспечению безаварийной работы газопроводов, компрессорных и газораспределительных станций, подземных хранилищ газа в весенний паводковый период.
Прежде всего важно точно спрогнозировать ситуацию, собрать наиболее полные сведения о местах возможных затоплений. Дальше работа идет строго по плану. Разрабатывается график размещения дежурных постов на особо ответственных участках. Их задача - своевременно обнаружить угрозу повреждения трассы. Уточняются и согласовываются с дорожными службами маршруты движения специальной аварийной техники, определяются места ее стоянок. Обследуются участки возможного размыва газопроводов, проверяется готовность водоотливных насосов, очищается от постороннего мусора ливневая канализация. При необходимости будут предприняты дополнительные меры по отводу воды, задействованы напорные водоотливные каналы и водопропуски.
Усиленные наряды специалистов линейно-эксплуатационных служб уже сегодня практически круглосуточно патрулируют трассу. С воздуха им помогают вертолеты, которые ведут постоянное наблюдение, особенно за труднодоступными участками газопроводов.
Это только основные меры предотвращения разрушительных последствий паводков.
- Все это требует большого количества специальной техники. Много ли ее находится в ежедневной эксплуатации "Мострансгаза"?
- Дело даже не в количестве, а в соответствующем уровне техники, ее мобильности в случае чрезвычайных ситуаций, а также в высокой квалификации специалистов.
Сама жизнь, более полувековой опыт нашего предприятия подсказывают, какой должна быть и как должна работать техника в "Мострансгазе". К примеру, происходит серьезная авария - разрыв трубы в труднодоступном участке газопровода. Оперативно ликвидировать ее силами местной линейно-эксплуатационной службы в силу большого объема работ бывает сложно. Тогда на место аварии срочно выезжает специализированный аварийно-восстановительный поезд (АВП), укомплектованный всем необходимым - автотягачами, трубоукладчиками, экскаваторами, бульдозерами, сварочными агрегатами. Он, как "силы быстрого развертывания", выдвигается туда, где надо устранить последствия аварий, провести огневые, сварочно-монтажные, дефектоскопические работы.
Идея создать подобный поезд возникла в начале 90-х годов. Сначала их было всего два. Но жизнь опять-таки показала, что для масштабов "Мострансгаза" этого недостаточно. Сегодня на предприятии работают 7 аварийно-спасательных поездов, которые базируются в филиалах "Мострансгаза", расположенных в Ростовской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Тульской и Московской областях. Каждый АВП курирует свой определенный участок - таким образом, вся трасса распределена, как говорится, по "сферам влияния".
Чтобы наглядно показать объем работы аварийно-восстановительных поездов и возлагаемую на них ответственность, приведу только один пример. На трубе диаметром 1400 мм специалисты АВП заменяют линейный кран магистрального газопровода весом около 40 тонн со всей обвязкой всего за 24 часа. Там большое количество стыков. Чтобы заварить один стык при толщине стенки трубы 28 мм, четырем сварщикам надо непрерывно работать 6-8 часов - вручную, при любой погоде. Судите сами...
В составе каждого АВП несколько десятков единиц техники, более 60 человек обслуживающего персонала. Каждый из них - профессионал высочайшего класса: сварщики, резчики, машинисты, дефектоскописты, которые, как правило, владеют двумя-тремя специальностями. Их основная задача - поддерживать в исправном состоянии 23 тысячи километров газотранспортных магистралей "Мострансгаза".
Но АВП - это только одно звено огромного парка технических средств предприятия, обслуживающего 34 компрессорные станции; около 400 газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с установленной общей мощностью 3,2 млн. квт; 840 газораспределительных станций; 4 станции подземного хранения газа с общим объемом газа 24,5 млрд. куб. м; 50 газоизмерительных станций; 34 автомобильные газонаполнительные станции.
Как видите, "Мострансгаз" - серьезное хозяйство, которое требует соответствующего уровня эксплуатации.
- Да, огромный, если так можно выразиться, "технический мегаполис". Судя по масштабам, аварийность здесь явление неизбежное?
- Не в масштабах суть. Недавно мы проводили анализ отказов средств автоматизации наших компрессорных станций. И выяснили, что основная часть этих отказов (более 50 процентов) происходит по причине выхода из строя элементов и блоков, полностью выработавших свой ресурс.
Что скрывать, за более чем полувековую историю развития предприятия его газовое хозяйство порядочно износилось. Средний срок эксплуатации магистральных газопроводов 30 - 40 лет. Также отслужили свой амортизационный срок 35 газораспределительных станций. Основное используемое оборудование "Мострансгаза" разрабатывалось в 60 - 70-е годы и остро требует комплексной реконструкции и модернизации.
- Но что вы предпринимаете для повышения надежности техники? Используются ли новые технологии, зарубежный опыт?
- "Мострансгаз" по праву считается полигоном для испытания новых технологий. Вот уже более семи лет последовательно осваивается современный метод реконструкции подводных переходов с применением горизонтально направленного бурения. В прошлом году с его использованием мы успешно отремонтировали более 40 ниток дюкерных переходов. Активно применяются гибкие бетонные маты, что позволяет значительно сократить срок и повысить качество работ.
Мы предпринимаем конкретные шаги по повышению надежности компрессорных станций и модернизации газоперекачивающего оборудования с акцентом на четыре основные вида газоперекачивающих агрегатов (ГПА): ГТК-25, "Солар", ГПА-Ц-6, 3, ГТН-25-1.
Осуществление запланированных нами мероприятий позволит сократить количество отказов оборудования приблизительно на 30 - 50 процентов, а также снизить эксплуатационные расходы, связанные с разрушением узлов и деталей, примерно на 60 процентов. На достижение этих показателей нацелена разработанная и утвержденная в "Мострансгазе" программа повышения надежности компрессорных станций. Мы поставили перед собой цель в течение ближайших трех лет полностью расшить "узкие места", привязав это к конкретным срокам исполнения и необходимым объемам финансовых ресурсов. Опыт внедрения такой "комплексной" программы на предприятии осуществляется впервые. Надеемся, что он будет успешным.
Нельзя забывать и о диагностике линейной части магистральных газопроводов. Состояние трубы оценивается как снаружи - методом электрометрических обследований, так и внутри - пропуском дефектоскопов, которые сами по себе являются отражением последних достижений научно-технического прогресса.
- Диагностические работы ведутся своими силами или подрядчиками?
- Здесь "Мострансгаз" работает совместно с екатеринбургским предприятием "Спецнефтегаз".
Технология работ такова. Мы готовим трассу к дефектоскопии. Обычно это стандартный участок - 100 километров газопровода диаметром 1200-1400 миллиметров. Расставляем свои посты, отслеживающие прохождение дефектоскопа. Размечаем трубу специальными маркерами, которые помогают фиксировать изначально обнаруженные дефекты: коррозию, гофры, аномальные сварочные стыки. После этого на трассу выезжает бригада подрядчиков со своим оборудованием и запускает дефектоскоп. Аппарат движется внутри трубы с четко установленной нами скоростью - от 6 до 9 километров в час. Обе стороны - и мы, и подрядчики - проводят всю эту процедуру вместе от начала и до конца.
Практически сразу появляется первичный экспресс-анализ обследованного участка. Это необходимо сделать быстро, так как, возможно, прибор обнаружил какие-то серьезные дефекты, которые требуют срочного устранения. Конечный результат работы подрядчика - полный электронный отчет, который ложится в основу программы ремонтов линейной части на весь текущий год.
- В нынешних непростых условиях жизни можно ли так уж всецело доверять подрядчикам?
- За пять лет работы с ними проблем у нас не возникало - специфика наших взаимоотношений их попросту исключает. К тому же все совместные действия строятся на строго договорной основе. Никаких ошибок, проколов, погрешностей здесь быть не должно. Ведь цель перед нами стоит очень серьезная - обеспечить безаварийное функционирование магистральных газопроводов.
- Выходит, что и передохнуть некогда?
- Труд газовиков не терпит передышки. Только ответственная, кропотливая работа и неустанное продвижение вперед помогают нам добиваться желаемых результатов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников