Главная Культура 07:05 18 Апреля 2012 3354
«Золотая маска» сбилась влево

На церемонии вручения главной театральной премии звучали политические речи

Марина Шимадина, Мария Бабалова, Майя Крылова

Драма: «Счастье» привалило

В драме в этом году был очень сильный конкурс: Додин, Някрошюс, Фокин, Женовач, Эренбург, Карбаускис — жюри было нелегко выбрать лучших из лучших. Но волевым решением оно оставило мэтров почивать на лаврах и отметило «молодых» и прогрессивных.

Главный приз справедливо достался «Счастью» Александринского театра — вольной фантазии режиссера Андрея Могучего по мотивам «Синей птицы» Метерлинка. Свою «маску» получил и соавтор Могучего — художник Александр Шишкин, создавший фантастическую, сказочную и в то же время современную визуальную среду спектакля.

Лучшим режиссером смотра был назван Юрий Бутусов, и тоже вполне заслуженно. Его «Чайка» в «Сатириконе» — действительно очень личный, авторский, выстраданный и поразительно смелый взгляд на театр.

Премию за лучшую мужскую роль вручили Евгению Миронову, сыгравшему Калигулу у Эймунтаса Някрошюса. Получая «маску» из рук Людмилы Максаковой и Игоря Гордина — своих партнеров по спектаклям литовского мастера, — он признался, что этот режиссер «взрывает мозг и заставляет по-другому смотреть на мир». И хотя «Калигула» — не лучшая работа сумрачного прибалтийского гения, сложную, глубокую и выматывающую роль Миронова, на которой держится весь спектакль, можно назвать актерским подвигом.

Конкурс на лучшую женскую роль в этом году был сильнее, чем обычно: Полина Агуреева, Чулпан Хаматова, Агриппина Стеклова, Евгения Симонова, Елизавета Боярская… девять претенденток одна другой лучше. Но жюри решило поддержать провинцию и отдать премию Светлане Замараевой за роль в спектакле екатеринбургского ТЮЗа «Без вины виноватые».

Но, пожалуй, самым неожиданным и вызвавшим бурю споров и эмоций было присуждение «Золотой маски» в номинации «Малая форма» спектаклю Кирилла Серебренникова и его Седьмой студии «Отморозки». Выйдя на сцену, режиссер поблагодарил жюри за смелость и сказал, что хотел бы разделить аплодисменты зала с героями своего спектакля, с теми, кто борется за справедливость, ходит на митинги, голодает и сидит в тюрьме.

Еще одну щепотку перца в торжество внес радикальный художник Олег Кулик. Вручая «маску» авторам молодежного хулиганского спектакля Театра.doc «Зажги мой огонь», победившего в области «Эксперимент», он заявил, что хотел бы отдать премию за лучшую оперетту, которая не досталась никому, скандальной панк-группе Pussy Riot.

После этого особенно двусмысленно прозвучала финальная кода чинного вечера, когда хор Большого театра вдруг грянул «Боже, царя храни». Режиссер церемонии Нина Чусова приберегла напоследок шпильку в адрес театральных деятелей, которые одной рукой делают протестное, авангардное искусство, а другой — крестятся на портреты вождей.

Опера: Апельсиновые сказки

Хотя ведущими церемонии были солисты Мариинского театра, сам он, вопреки обилию номинаций, в итоге выступил на удивление скромно. Лауреатами стали лишь феноменальный сценограф, всегда переигрывающий режиссеров, Зиновий Марголин за спектакль «Мертвые души», а также уроженец Ямайки известный бас-баритон Уиллард Уайт за исполнение партии Боттома в опере Бриттена «Сон в летнюю ночь». Похоже, жюри понравилось обладателя награды «Лучшая мужская роль в опере» определять среди заморских гостей. Так, в прошлом году «маска» досталась выдающемуся американцу Нилу Шикоффу за Элеазара в «Иудейке» Михайловского театра. К сожалению, в отличие от Шикоффа, да и большинства сегодняшних лауреатов, Уайт «масочную» церемонию проигнорировал.

Лучшей певицей заслуженно была названа Альбина Шагимуратова за «Лючию ди Ламмермур» в Татарском оперном театре. Ее впечатляющее сопрано уже хорошо знают и в Вене, и в Милане, и в Москве — в Большом театре она появлялась и Царицей ночи в «Волшебной флейте» Моцарта, и Людмилой в скандально известной постановке «Руслана и Людмилы» Глинки. И, должно быть, предстанет Виолеттой в грядущей премьере вердиевской «Травиаты».

Три награды завоевала «Любовь к трем апельсинам» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. Жюри по справедливости оценило умный и веселый спектакль для детей и их родителей режиссера Георгия Исаакяна, который недавно возглавил этот коллектив и тут же принес ему первые в истории этого старейшего театра «маски».

А вот высокая оценка арбитрами «Сказок Гофмана» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко поразила: ведь это всего лишь ремейк. Предыстория его появления такова. В 1987 году на сцене Свердловского оперного театра родился спектакль, сделанный талантливой молодой командой, которую собрал режиссер Александр Титель: это дирижер Евгений Бражник и сценограф Валерий Левенталь. В те времена наши меломаны не были избалованы мировыми записями, трансляциями по спутниковым телеканалам, тем более возможностью лично отправиться на интересующий спектакль в любую точку планеты. Удивить родную публику было куда проще, чем сегодня. Но жюри «Золотой маски» в своей широте горизонта, видимо, осталось на уровне 25-летней давности, назвав Бражника «лучшим дирижером», а «Сказки Гофмана» — «лучшим оперным спектаклем».

Балет: 10:1 в пользу импорта

В этом году за главный приз соревновались три многоактных балета — «Парк» Мариинского театра, «Русалочка» Московского Музыкального имени Станиславского и Немировича-Данченко и «Утраченные иллюзии» — спектакль Большого театра. Но «Парк» на показах в Москве был исполнен из рук вон плохо и держался лишь на моментах с Дианой Вишневой. А слишком драмбалетные «Иллюзии», сочиненные Алексеем Ратманским, не принадлежат к числу его лучших постановок. Здесь был простор лишь для частных наград — за превосходную музыку Леонида Десятникова (ее жюри и оценило), а также за дирижирование Александра Ведерникова (но по этой позиции премия вручена Феликсу Коробову — дирижеру «Русалочки»). Вообще по предварительной логике выходило, что награда, если поощрять большую балетную форму, должна была достаться «Русалочке». Тем более что в недрах этого спектакля созрела несомненная победительница в номинации «Лучшая женская роль» Анна Хамзина, станцевавшая Русалочку.

Но у автора балета по Андерсену, американца Джона Ноймайера, был мощный конкурент, другой иностранец — Начо Дуато. Правда, знаменитый испанец поставил лишь одноактные балеты, зато сразу в нескольких российских театрах. Из опусов Дуато наиболее весомо прозвучал балет «За вас приемлю смерть» в столичном Музыкальном театре, получивший приз как лучший балетный спектакль. Этому пронзительному высказыванию никак не могли составить конкуренцию постановки Большого театра — «Хрома», «Херман-Шмерман» и «Чинкве»: первые два слишком «продвинутые» для «масочного» жюри, третья — чересчур легкомысленная. Странно, что именно автора этой забавной однодневки, итальянца Мауро Бигонцетти, жюри назвало лучшим балетмейстером… Зато нельзя не понять арбитров, давших «Маску» Денису Савину за сольный танец в «Херман-Шмермане» — впрочем, не столько из-за яркости этого танца, сколько из-за отсутствия достойных конкурентов. А вот «Кармен» из Новосибирска в давней хореографии Ролана Пети хоть и подарила встречу с отличной балериной Анной Жаровой, но победных лавров сибирскому театру не принесла.

Самое грустное, что «масочный» конкурс снова показал: в России ярких хореографов нет. В номинации «Балет» из 11 постановок 10 сделаны зарубежными постановщиками. В разделе современного танца картина еще более удручающая. В конкурсной программе всего два названия: один из представленных, мощный костромской спектакль «Punro di Fuga» (удостоенный «Маски»), сделан совместно с итальянцами, а второй, «Kreis» из Екатеринбурга, хоть и принадлежит неоднократному лауреату «Маски» Сергею Смирнову, но недотягивает до его прежних работ.

Интервью

Андрей Могучий: «Мы делали „Счастье“ для собственных детей»

Впервые за много лет на «Золотой маске» победил детский спектакль. Корреспонденту «Труда» удалось за кулисами церемонии задать несколько вопросов постановщику этой работы.

— На церемонии вы подчеркнули, что детский театр в России пользуется недостаточным вниманием.

— Да, у нас считается, что для нормального режиссера быть в детском театре — это позор. Но я уже давно хотел поставить именно детский спектакль, долго не решался и наконец созрел. Это совпало и с репертуарной политикой Валерия Фокина. Мы долго искали материал. Идея делать «Синюю птицу» Метерлинка возникла из наших домашних чтений. У многих в нашей команде есть дети 8–10 лет. Для них в первую очередь мы и делали этот спектакль. Они нам помогали, советовали, были первыми зрителями.

Спектакль делался сложно, выстраданно, раз десять мы переписывали текст. Но я считаю, это правильно. Он не должен был рождаться легко. Те болевые точки, которые мы затрагиваем, требуют определенных душевных усилий. Ну и, конечно, такая сложная постановка требует огромного труда и финансовых вложений. В тот год, когда мы выпускали «Счастье», на большой сцене больше ничего не ставили. У нас занята почти вся труппа, это колоссальная работа цехов. Все выкладывались по полной. Это был такой коллективный поход за «Счастьем».

— Не опасались ли вы или Валерий Фокин, что такой сложный современный сценический язык будет непонятен детям?

— Фокин ничего не боится. Работать в Александринке — тоже счастье, и проведенные здесь годы очень важны для меня. Такого бы я не сделал больше нигде. А дети очень хорошо реагируют. Сначала я опасался, что спектакль растащат на хохмочки, на аттракционы. Но этого не произошло. Теперь уже дети сами работают над спектаклем и своим восприятием делают его цельным. Да и взрослые, которые приходят с ними в театр, начинают по-другому смотреть на вещи.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3329
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3227
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3093
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?