В проекте «Один пояс и один путь» может участвовать любой желающий

Фото пресс-службы посольства КНР в РФ
09:47 18 Апреля 2019г.
Опубликовано 09:47 18 Апреля 2019г.

Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в России Ли Хуэй ответил на вопросы российских журналистов


- Господин Посол, как Вы оцениваете успехи в реализации инициативы «Один пояс и один путь»? Каковы перспективы ее развития? Что принесет 2-й форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Одного пояса и одного пути», который пройдет в Пекине 25-26 апреля?

- Почти 6 лет инициатива «Один пояс и один путь» реализовывалась на принципах совместных консультаций, совместного строительства, совместного использования результатов, и за это время она проложила путь общего процветания и развития. Она дала новый импульс развития глобальной экономики. «Один пояс и один путь» охватывает все большее количество стран. В настоящее время соглашения о сотрудничестве в совместной реализации инициативы с Китаем подписали 124 страны и 29 международных организаций. В прошлом месяце председатель КНР Си Цзиньпин посетил с визитами три европейские страны. В результате турне удалось достичь важных результатов. Между Китаем и Италией был подписан межправительственный меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в рамках «Одного пояса и одного пути», стороны заявили о готовности усилить сопряжение этой инициативы с итальянской программой строительства портов на севере Италии и программой инвестирования в Италию. Франция и Германия тоже заявили, что будут активно участвовать во 2-м форуме высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Одиного пояса и одного пути». Все это показывает, что все большее число стран видит возможности для бизнеса и перспективы, заложенные в инициативе «Один пояс и один путь».

2-й форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Одного пояса и одного пути» состоится в Пекине в конце апреля. Председатель Си Цзиньпин будет присутствовать на церемонии открытия этого форума. Он выступит с программной речью и проведет круглый стол с участием лидеров зарубежных стран. Более того, в рамках форума также запланирована встреча на высоком уровне, деловые мероприятия. От предыдущего форума нынешний отличается тем, что он пройдет на более высоком уровне. Во втором форуме предполагается участие гораздо большего количества зарубежных лидеров и глав правительств иностранных государств. Также в нем примут участие тысячи представителей из разных кругов. Форум будут более прагматичным и конктерным. Китайская сторона проведет рад подфорумов, которые будут направлены на развитие делового сотрудничества, а также впервые проведет конференцию предпринимателей, которая станет платформой для развития торгово-промышленного сотрудничества.

Главной темой предстоящего форума станет «Совместное строительство «Одного пояса и одного пути», создание прекрасного будущего». Здесь речь идет о продвижении сотрудничества в рамках «Одного пояса и одного пути» для реализации высококачественного развития. Китайская сторона ждет углубленного обмена мнениями с разными сторонами, совместного обсуждения проектов сотрудничества. Китай надеется состыковать инициативу «Один пояс и один путь» со стратегиями развития разных стран, запустить еще одну серию ключевых проектов сотрудничества и при этом уделить внимание улучшению народного благосостояния. Участие в инициативе «Один пояс и один путь» может принять каждый желающий. Китай стоит на позициях открытости и сотрудничества, поддерживает глобализацию, защищает мультилатерализм, прилагает усилия к созданию мировой экономики открытого типа, стремясь тем самым подстегнуть совместное развитие. Верю, что совместными усилиями сторон предстоящий форум увенчается внушительными результатами.

- Как Вы оцениваете результаты сопряжения инициативы «Один пояс и один путь» с проектами Евроазиатского экономического союза? Какие бы Вы предложили ориентиры для дальнейшего сотрудничества в этом формате?

- В мае 2015 года лидеры Китая и России подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и ЕАЭС, что можно назвать началом сопряжения проектов «Одного пояса и одного пути» с ЕАЭС. В мае 2018 года было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. За 3 с лишним года удалось достичь первых результатов в этой области. Развивается российско-китайское сотрудничество по крупным проектам в области энергетики, транспорта, авиации и космонавтики. Взаимодействие с Казахстаном стало блестящим примером работы в сфере производственных мощностей. В Беларуси динамично развивается индустриальный парк «Великий камень», это совместный проект Китая с этой страной. Новый облик обретает и сопряжение инициативы «Один пояс и один путь» со стратегиями развития Кыргызстана. Однако стоит отметить, что достижения пока не дотягивают до ожиданий и есть огромное пространство для углубления и расширения сотрудничества между Китаем и ЕАЭС.

Во-первых, необходимо усилить направляющую роль системы, оптимизировать двустороннюю торговую среду. Стороны могут продолжать работать над состыковкой системы, законодательных норм в области бизнеса и тем самым создавать благоприятную среду для торгово-экономических контактов. Во-вторых, стоит прилагать усилия одновременно во многих отраслях и по разным каналам. Китай и ЕАЭС во многом дополняют друг друга, мы можем сотрудничать во многих отраслях, и у нас есть много доступных платформ сотрудничества. Стороны должны повышать уровень взаимодействия по имеющимся проектам в различных областях и подходить к ним основательно. Также стоит запускать новые проекты сотрудничества. В-третьих, нужно продвигать переговоры о создании зон свободной торговли, постоянно увеличивать присутствие на рынках друг друга. В основе глобального развития сейчас лежит сотрудничество в области свободной торговли и повышение уровня регионального взаимодействия, поэтому нам стоит учесть эту тенденцию и не медлить с переговорами по созданию зон свободной торговли.

- Российско-китайские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства находятся на историческом пике. Что, по вашему мнению, надо делать, сохранить такой уровень?

- Эти отношения полностью отвечают коренным интересам двух стран и общим ожиданиям наших народов, полезны для защиты мира и стабильности международного порядка. Мне представляется, что для сохранения и развития китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства сторонам нужно укрепить сотрудничество по следующим четырем направлениям.

Во-первых, продолжать развивать ведущую роль лидеров двух стран. За шесть лет лидеры наших стран провели почти 30 встреч, создали хорошие рабочие отношения и стали настоящими друзьями. Они на стратегическом уровне способствуют развитию китайско-российских отношений. В этом году председатель Си Цзиньпин и президент Владимир Путин продолжат регулярно проводить двусторонние встречи и, как и прежде, определять направление развития двухсторонних отношений.

Во-вторых, продолжать стабильно развивать двустороннее деловое сотрудничество. В прошлом году двусторонний товарооборот превысил 100 миллиардов долларов США, стороны заявили о желании повысить объем товарооборота до 200 миллиардов долларов. Для этого надо активизировать двустороннее деловое сотрудничество, упрочить взаимодействие по энергоресурсам и в других традиционных областях, освоить новые источники роста в сфере высоких технологий, сельского хозяйства, электронной коммерции, финансов, а также повысить качество сотрудничества и работать на благо народов двух стран.

В-третьих, развивать разноплановое сотрудничество и обмены в гуманитарной сфере. Нам стоит находить новые формы гуманитарных обменов, проводить взаимодействие в гуманитарной сфере на новом уровне, совершенствовать механизмы обменов и таким образом делать китайско-российские отношения более содержательными. Также стоит укреплять взаимопонимание и дружбу между народами двух стран, показывать хороший пример ведения диалога между цивилизациями, предлагать странам мира полезный опыт для поиска путей поддержания всеобщего мира и развития.

В-четвертых, повышать уровень международного стратегического взаимодействия. Будучи мировыми державами и постоянными членами Совета безопасности ООН, Китай и Россия берут на себя большие обязательства и важную миссию. Сторонам стоит, как и прежде, поддерживать взаимодействие по всем важнейшим вопросам международной повестки дня, поддерживать друг друга и твердо отстаивать цели и принципы, заложенные в «Уставе ООН», неустанно содействовать сохранению международной стратегической безопасности, вносить должный вклад в поддержание мира и стабильности на планете.

- Какие у Вас ожидания от делового сотрудничества двух стран в этом году?

- Начавшийся год особенный. Мы будем отмечать 70-летие установления дипотношений между Китаем и Россией. Стороны проведут ряд мероприятий, посвященных этой дате, в том числе встречи лидеров двух стран. Год будет отмечен достижениями в экономическом сотрудничестве.

К концу этого года будет сдан в эксплуатацию восточный маршрут китайско-российского газопровода. Это важный проект в области энергоресурсов. Также в России пройдет второй Китайско-российский деловой форум по энергоресурсам, который позволит нарастить двустороннее сотрудничество в этой сфере.

Рассчитываю на новые результаты в региональном сотрудничестве. С момента запуска Годов регионального сотрудничества Китая и России уже прошли сотни мероприятий и встреч на региональном уровне, многие китайские провинции и города подписали договора о сотрудничестве с различными регионами России.

Более динамично будет проходить сотрудничество по освоению Дальнего Востока. Планируется сдать в эксплуатацию сразу два приграничных моста: первый автомобильный мост Хэйхэ - Благовещенск и первый железнодорожный мост Тунцзян - Нижнеленинское между Китаем и Россией. Они помогут укрепить торгово-экономическое сотрудничество между северо-востоком Китая и Дальним Востоком России, а также привлечь китайские инвестиции в Россию.

Новыми факторами роста станут сельское хозяйство и трансграничная электронная коммерция. Российский экспорт зерна, растительного масла и т. д. демонстрирует тенденцию быстрого роста. 90% российских трансграничных товаров импортированы из Китая. «Почта России» уже увеличила интенсивность использования авиаперевозок в Китай. В 2019 году число посылок из Китая будет увеличиваться. К дальнейшему росту двустороннего товарооборота будет вести и оптимизация структуры торговли.

- В марте председатель Си Цзиньпин присутствовал на Китайско-французском форуме по глобальному управлению. Почему Китай уделяет такое внимание этому вопросу?

- Страны с нарождающимися рынками и многие развивающиеся страны сейчас переживают период стремительного развития, их международное влияние непрерывно растет, и это самое революционное изменение соотношения международных сил в новой истории. Сотни лет великие державы через войны, колониальные захваты и распределение сфер влияния действовали в своих интересах. Постепенно это привело к тому, что страны стали координировать отношения и интересы с помощью определенных механизмов и правил. Одновременно по мере быстрого и углубленного развития информационных технологий и экономической глобализации интересы и судьбы разных стран мира оказались тесно связаны друг с другом, сформировалось сообщество с единой судьбой. Многие проблемы больше не ограничиваются пределами одной страны, и на многие вызовы также трудно реагировать в одиночку.

В связи с этим китайская сторона предложила новую идею глобального управления. В ее основе лежат «совместные обсуждения, совместное строительство и совместное использование результатов». Под совместным обсуждением подразумевается непрерывное укрепление взаимного доверия и решение споров и разногласий между государствами путем консультаций, и путь к этому - обмены и стремление к единению при сохранении различий. Совместное строительство означит, что страны совместно участвуют в сотрудничестве и строительстве, делятся возможностями развития, расширяют общие интересы и на этой основе формируют сообщество с общими интересами, взаимной выгодой и выигрышем. Совместное использование результатов - это равноправное развитие стран мира и совместное пользование его результатами с тем, чтобы каждая страна и народы имели возможности для равноправного развития, а также сообща использовали результаты развития мировой экономики.

11 сентября 2017 г. на 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН идеи совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования результатов были включены в концепцию глобального экономического управления. Также на заседании ГА ООН была подтверждена приверженность «созданию сообщества с единой судьбой человечества по духу сотрудничества и взаимного выигрыша». Предложенные Китаем идеи все чаще включаются в решения ООН, «китайская мудрость» и «китайское видение» становятся новыми концепциями глобального управления.

В будущем Китай также будет придерживаться идей совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования результатов в глобальном управлении, активно участвовать в реформах и строительстве системы глобального управления и непрерывно вносить «китайскую мудрость и энергию». Кроме того, Китай продолжит играть роль ответственной державы и по мере сил предлагать проекты, которые идут на пользу всему миру.

- На 2-й сессии ВСНП 13-го созыва был принят «Закон КНР об иностранных инвестициях». В каких условиях он создавался и какое значение имеет? Как иностранным предприятиям воспользоваться возможностями, которые открывает этот закон?

- После запуска политики реформ и открытости Китай развивается за счет все большей открытости внешнему миру и достиг больших успехов. Важной силой, двигающей социально-экономическое развитие КНР, также стали иностранные инвестиции. К концу 2018 г. в Китае в общей сложности было создано около 960 тыс. предприятий с иностранным капиталом, объем освоенных иностранных инвестиций превысил 2,1 трлн долларов США. Китай переживает (и еще на протяжении достаточно долгого времени будет переживать) период важных стратегических возможностей, и стране нужно всесторонне углубить реформы, расширить открытость, активно и эффективно использовать иностранные инвестиции. При этом в современном мире широко распространен протекционизм и унилатерализм, и это становится серьезным вызовом для процесса глобализации. В такой ситуации в Китае приняли «Закон об иностранных инвестициях», который пришел на смену трем законам, регулировавшим сферу иностранных инвестиций. Закон открыл новое пространство для модернизации государственного управления и стал «мудростью», которую Китай предложил глобальному управлению.

«Закон об иностранных инвестициях» дает как минимум три сигнала. Китай показывает, что его двери не закроются, а будут открываться только шире. Внешняя открытость - это основа государственной политики Китая. В последние годы председатель Си Цзиньпин не раз в стране и за рубежом обещал, что Китай будет придерживаться внешней открытости. Разработка «Закона об иностранных инвестициях» еще раз показала, что Китай осуществляет позитивную и самостоятельную политику открытости, и формирует новую структуру внешней открытости, охватывающую все направления, множество уровней и широкий спектр сфер.

Деловая среда в Китае становится лучше и лучше. Если сравнивать новый закон с прежней законодательной базой Китая в сфере иностранных инвестиций, то можно заметить новые моменты. Данный закон подчеркивает равное отношение к китайским и иностранным инвестициям, внедряет систему управления, объединяющую национальный режим на прединвестиционной стадии с негативным списком; упрощает управление иностранными инвестициями; четко защищает законные права и интересы, а также интеллектуальную собственность иностранных инвесторов и предприятий с иностранным капиталом.

Китай не остановится в своем стремлении создать мировую экономику открытого типа. В современном мире открытость и сотрудничество - это необходимое условие для содействия стабильному восстановлению мировой экономики. А если задуматься о будущем, то можно увидеть, что открытость и сотрудничество - это непременное условие для содействия непрерывному прогрессу человеческого сообщества. Законодательство Китая в области иностранного инвестирования само по себе обслуживает открытость и сотрудничество. Китай постепенно становится лидером в области экономической глобализации, мультилатерализма и международного сотрудничества.

Мы искренне приглашаем иностранные предприятия (в том числе и российские) воспользоваться возможностями, которые открывает мощный китайский рынок, приглашаем активно участвовать в новом раунде высокоуровневой внешней открытости, совместно использовать возможности и получать взаимную выгоду и взаимный выигрыш.

- Некоторое время назад в западных СМИ появились сообщения о том, что в китайском Синьцзяне действуют не просто учебные-тренировочные центры, но некоторые деревни полностью закрыты. Как обстоит ситуация на самом деле? Как на самом деле развивается Синьцзян?

- Борьба с терроризмом и экстремизмом - это проблема всего мира, и решить ее нелегко. С 90-х годов прошлого века «три силы зла» (национальные сепаратистские, религиозные экстремистские и вооруженные террористические силы) из Китая и из-за границы запланировали и осуществили в китайском Синьцзяне серию насильственных террористических актов, которые серьезно подорвали мирный и гармоничный общественный порядок в Синьцзяне и причинили жителям Синьцзяна большую боль. В условиях сложной реальности и с учетом стремления людей к лучшей жизни китайское правительство на законных основаниях решительно приняло меры по устойчивой защите от насильственных террористических преступлений и добилось первоначальных результатов. Сегодня ситуация в Синьцзяне в целом стабильна, экономика развивается стабильно в нужном направлении, ощущаются плоды эффективной борьбы с терроризмом и усилий по сохранению стабильности. В 2018 году ВРП Синьцзяна достиг 1219,908 млрд юаней в сопоставимых ценах, что на 6,1% выше, чем в предыдущем году. В сельскохозяйственном производстве и на рынке потребления - стабильность и развитие, а индустриальная экономика стабилизировалась и восстанавливается.

Учебно-тренировочные центры - это превентивная мера по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Они были созданы на основе международного опыта в борьбе с терроризмом и после тщательного изучения ситуации в Синьцзяне. Этот метод позволяет защититься от преступных действий под видом борьбы за права человека. Мы приняли во внимание, что не у всех в Синьцзяне хорошо развиты языковые навыки, навыки письма, у некоторых отсутствует правовое сознание, мало правовых знаний и профессиональных навыков, есть сложности с поиском работы. Обучение профессиональным навыкам осуществляется в соответствии с законом и направлено на обеспечение стабильного развития Синьцзяна и повышение уровня благосостояния в регионе.

- Недавно завершился девятый раунд торгово-экономических консультаций на высоком уровне между Китаем и США, и внешний мир ожидает, что Китай и США в скором времени достигнут экономического и торгового консенсуса. Как вы оцениваете результаты состояние торговых отношений между Китаем и США?

- Как известно, девятый раунд торгово-экономических консультаций высокого уровня между Китаем и США завершился успешно. Член Политбюро ЦК КПК и вице-премьер Госсовета Лю Хэ, а также торговый представитель США Райт Хезе и министр финансов США Стивен Мнучин обсудили текст соглашения и достигли некоторых новых подвижек.

Во время предыдущего раунда консультаций между Китаем и США стороны провели переговоры по тексту соглашения и достигли существенного прогресса по конкретным вопросам, касающимся передачи технологий, защиты интеллектуальной собственности, нетарифных барьеров, индустрии услуг, сельского хозяйства и обменных курсов. Во время нынешнего раунда консультаций продолжились переговоры по тексту соглашения, и удалось достичь нового прогресса. Это показывает, что стороны стремятся к реализации важного консенсуса глав двух государств, который дался нелегко. Также подвижки в консультациях внушают внешнему миру уверенность и дают ему позитивные сигналы. На следующем этапе стороны будут поддерживать тесные контакты с помощью различных эффективных методов, прилагать все усилия для серьезных переговоров, чтобы реализовать важный консенсус, достигнутый лидерами Китая и США.

После года трений Китай и США еще глубже осознали, что обе страны смогут добиться обоюдовыгодного результата на основе гармоничного сосуществования, а в борьбе в проигрыше останутся оба государства. Китай и США уже давно сформировали сообщество интересов. Давайте подождем результатов переговоров, которые, я надеюсь, удовлетворят обе стороны.




В Госдуме предложили учредить новый День Победы – над милитаристской Японией.