10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТАК КТО ЖЕ ПОДНИМЕТ "КУРСК"

Ищенко Сергей
Статья «ТАК КТО ЖЕ ПОДНИМЕТ "КУРСК"»
из номера 089 за 18 Мая 2001г.
Опубликовано 01:01 18 Мая 2001г.
На сегодняшний день в Москве намечено заключение контракта российского правительства с зарубежными фирмами об условиях их участия в подъеме подводной лодки "Курск".

Как и когда поднимать со дна морского трагически погибший атомоход, уже давно решено. Начата операция должна быть в июле, а завершена к октябрю. Сложнее оказалось определить, кому доверить эту беспрецедентной технической сложности миссию. С одной стороны, поднимать то, что осталось от "Курска", должны надежные и самые авторитетные организации с высочайшим уровнем профессионализма, оснащения и с большим опытом глубоководных работ. Ведь объекты столь гигантского водоизмещения из пучины не поднимал никто и никогда. А в случае неудачи последствия могут быть такими, что и думать об этом не хочется. Два реактора мертвого подводного крейсера хоть и заглушены, но потенциально очень опасны. Пока их не трогают - реальной угрозы радиоактивного заражения моря нет.
До последнего времени состав международного консорциума, созданного для подъема атомного подводного ракетного крейсера, казался давно определенным. Российской стороне вызвались помогать не нуждающиеся в рекомендациях среди профессионалов норвежское подразделение американской фирмы "Халлибертон", чьи водолазы осенью уже работали на "Курске", а также голландские компании "Смит ТАК" и "Хиерема". Именно с учетом возможностей имеющегося в их распоряжении аварийно-спасательного оборудования и разрабатывалась тактика предстоящей операции. Неопределенность возникла в минувшую пятницу после заявления вице-премьера Ильи Клебанова о том, что подготовка контракта с зарубежными партнерами завершена, все согласовано и документы будут подписаны до конца мая. Корпоративный менеджер голландской фирмы "Смит ТАК" Ларс Уолдер высказал недоумение: мы, дескать, знать ничего не знаем и ничего подписывать не готовы по причине нерешенности российской стороной проблемы финансирования проекта. И тотчас голландцы получили новый повод для огорчения. Как выяснилось, никто ничего с ними согласовывать и не собирался. За их спиной Москва вела переговоры и с другими фирмами, первоначально в состав международного консорциума не входившими. По крайней мере Илья Клебанов бывшим теперь уже партнерам объяснил, что "контракт будет подписан, но в несколько другом формате и с другим набором участников".
Ни в аппарате вице-премьера, ни в Главном штабе Военно-Морского флота РФ не стали комментировать возникшую ситуацию, ссылаясь на деликатность темы. Речь действительно идет о немалых суммах, необходимых на подъем атомохода, - около 80 миллионов долларов. Можно только предположить, что новые зарубежные участники операции в ценах оказались несколько сговорчивее прежних. Для России это теперь важно, потому что практически вся тяжесть финансирования проекта ляжет на ее бюджет. Запад, намеревавшийся вначале оплатить половину необходимого, как уже ясно, много не даст. 62-65 миллионов долларов на это дело нам предстоит отыскать в собственной казне. Поэтому вопрос экономии становится все более актуальным.
По информации Ларса Уолдера, отведенное прежде его фирме место, скорее всего, займет голландская фирма "Мамут". Ее возможности Уолдер оценивает пренебрежительно: это "известная транспортная компания, которая, однако, не имеет опыта проведения подъемных глубоководных работ". Но у Ильи Клебанова, возможно, иное мнение на этот счет.
Если же определенный вакуум технических возможностей и в самом деле образовался, то, похоже, наша страна попытается заполнить его собственными силами. Появились данные, что ведутся переговоры о привлечении к подъему атомохода санкт-петербургского НИИ имени Крылова и ОАО "Севмашпредприятие" из Северодвинска, крупнейшего в мире центра атомного подводного кораблестроения.
К тому же больше, чем планировалось вначале, придется, очевидно, работать и нашим военным морякам. Им, кроме всего прочего, достанется подъем искореженного взрывом торпедного отсека подлодки, который предварительно будет отделен прямо на дне от основной части корпуса. На днях правительство России выделило 900 миллионов рублей на закупку за рубежом современного глубоководного технического оборудования для аварийно-спасательной службы Северного флота.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников