Главная Культура Афиша 00:37 18 Мая 2011 2476
Канны онемели
Показанная в Каннах французская лента «Артист», в отличие от претендующей на вселенскую серьезность картины «Древо жизни» американца Теренса Малика, стремилась всего лишь развлечь
Екатерина Чен, Канны

И, по мнению «Труда», справилась с задачей великолепно.

Об «Артисте» можно сказать, что он обладает пресловутым единством формы и содержания. Картина о киношном закулисье рубежа 1920–1930-х снята в том самом формате, который практиковался тогда. Немая, черно-белая, она повествует о временах, когда Великий немой заговорил, а те звезды, что не подали голоса, погасли. Подобная неприятность как раз произошла с заглавным героем: он был знаменитостью калибра Дугласа Фэрбенкса и Рудольфо Валентино, но с приходом звука стремительно скатился с вершины популярности. Параллельно карьера девушки-протеже, в которую он был влюблен, взлетела вверх. Первая часть картины уморительно забавна, особенно фрагменты вымышленных немых хитов, в которых звездит Артист. Вторая половина куда печальнее: что и говорить, пережить собственную славу, обанкротиться и спиться — печально.

Фильм делала та же команда, что и популярную шпионскую комедию «Агент 117»: режиссер Мишель Хазанавичюс и актеры Жан Дюжарден и Беренис Бежо. Мало кто, как Дюжарден, умеет моментально менять веселую мину на грустную и быть одинаково убедительным при этом. Отсутствие диалогов ничуть не помешало исполнителям выразить все чувства — и, в отличие от многих персонажей немого кино, не переборщить с этим. Ну, а когда средства выражения вроде бы заканчиваются, в ход идут танцы, точнее — чечетка а-ля Джинджер и Фред.

Верная интонация, баланс иронии и серьезности в таких произведениях — залог успеха. Съемки проходили в исторических голливудских местах. В небольших ролях органично выступили такие корифеи, как Джон Гудмен и Малькольм Макдауэлл. Режиссер заново изучил множество лент эпохи немого кино, начиная с Китона и Чаплина, — и весьма тонко использовал эти познания, выстраивая кадры собственной картины. «Артист» получил высокие баллы и от французских, и от иностранных критиков — а чтобы мнения тех и других совпали, это редкость.

Сыгравший неговорящую звезду немого кино Жан Дюжарден благодаря новой роли еще больше утвердился на родине в качестве одной из ведущих киноперсон. Уйти от чисто комического амплуа было нелегко, но в последние годы, начиная с «99 франков», актеру довелось сыграть ряд драматических ролей без кривлянья. В местной прессе даже появилась карикатура на Дюжардена, поднимающегося по канн-ской лестнице со словами «Наконец-то меня стали принимать всерьез!».

Жан Дюжарден: «И я, и мой герой не успели толком выучить английский»

Актер нашел точки пересечения между своей судьбой и судьбой персонажа. О чем после премьеры «Артиста» рассказал «Труду».

— Публика на конкурсном просмотре много и дружно смеялась, а скажите: снимать фильм было так же весело, как кажется, глядя на экран?

— Поначалу да, довольно забавно. Когда мы разыгрывали все эти голливудские фильмы, в которых в пору популярности снимался мой персонаж: шпионские, приключенческие… Тут мы развлекались. Но та часть, где жизнь артиста идет под откос, нас уже не очень веселила. Эмоции героя со съемочной площадки всегда приносишь домой.

— В немых фильмах актерам приходилось быть сверхвыразительными, и поэтому иногда кажется, что они переигрывают. Что вы предприняли, чтобы этого избежать?

— В сценах, где мой герой работает на площадке в образе, все получалось само собой, это была игра в чистом виде. Дальше, когда кино для него заканчивается и настают тяжелые времена, было сложнее. Приходилось полагаться на инстинкт. Мы интуитивно чувствовали, что работает, а что нет. И режиссер четко знал, чего хочет.

— Вы предполагали, когда читали сценарий, что в наше время, когда господствует 3D-формат, удастся сделать зрелищное черно-белое кино в духе Великого немого?

— Ну, я прекрасно знаю Мишеля (Хазанавичюса. — «Труд».), и сценарий он писал специально под нас с Беренис Бежо. У него отличный вкус, он знаток старого кино, мы ему полностью доверяли. Конечно, тут перед нами встала проблема отсутствия слов. Тем значимее стало изображение. Но у нас работали выдающиеся мастера стиля ретро, декора, костюмов. Так что фильм, по-моему, не мог не выглядеть великолепно.

— Ваш предыдущий опыт работы над «Агентом 117» и его сиквелом в чем-то перекликается с нынешней лентой? Вашему герою здесь тоже приходится богато пользоваться мимикой и жестами.

— Пожалуй, один персонаж является «дедушкой» другого. И лицо-то у них одинаковое (смеется). Но разница есть: в «Агенте 117» мы сознательно копировали позы и характерные жесты звезд 60-х — Шона Коннери, Пола Ньюмена. А в «Артисте» было поле для фантазии. Это оригинальный образ. В нем много личного, моих собственных наблюдений за людьми. Во фрагментах «фильмов в фильме» я еще мог дать эдакого Дугласа Фэрбенкса, но в остальном представлял, каким может казаться именно этот человек: высокомерным, рисующимся или искренним.

— В фильме вы с партнершей зажигательно танцуете чечетку. Потребовалась специальная подготовка?

— Мы репетировали целых шесть месяцев. Ведь до съемок ни я, ни она чечетку не били. Эпизод с танцевальным номером снимали последним. Представляете, какая ответственность: вся группа на вас смотрит, хочет увидеть результат. Я понимал, что Джин Келли из меня вряд ли получится, но свое удовольствие от тренировок получил.

— Все-таки почему ваш герой наотрез отказался говорить с экрана, когда в кино пришел звук?

— Ну, можно предположить, что у него был французский акцент. Я и сам не силен в английском. Когда мы снимали этот фильм в Америке, со мной встретился Адам Сэндлер, предлагал совместный проект — я же занимался, как и он, стендап-комедией. К сожалению, мне нужно было вскоре возвращаться во Францию, а то представился бы отличный случай как следует выучить английский язык.

Афиша 00:09 / 22 Марта 2024 6972
Сеанс в стиле ню

В прокат выходит фильм о французском живописце и его музе

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Это не первая работа известного французского режиссера Мартена Прово о живописцах и их творчестве. В 2008-м его картина «Серафина из Санлиса»...

В День дурака зрителям предлагают насладиться «Ожогами любви»

Труд
Постер к фильму. Фото: kinopoisk.ru

В понедельник, 1 апреля, на который приходится День смеха (или дурака, кому как больше нравится), телеканал 2×2 покажет фильм «Ожоги любви», который, по уверению авторов, является откровенной пародией на все...

В Санкт-Петербурге завершилась масштабная реставрация поврежденных взрывом шедевров музея в Таганроге

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Фото предоставлено Русским музеем

Кропотливые труды по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея, пострадавших после ракетного удара ВСУ в июле прошлого года, завершились в Русском музее. Продолжалась реставрация чуть более полугода....

Музеи Московского Кремля почтили память своих дарителей

Елена Широян, искусствовед
Труд
Чарка. Москва, XVII в. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля. Фото: karabanov.kreml.ru

Как ни удивительно, но имя героя нынешнего проекта, о котором наслышаны знатоки русской старины и музейщики, нашей широкой публике практически неизвестно. Выставка в Московском Кремле «Любители родной истории....

Эта выставка рассказывает не только о последней осени поэта

Дарья Ефремова
Труд
Фото из открытых источников

В Москве, в бывшей усадьбе Хрущевых — Селезневых на Пречистенке открылась выставка «Пушкин. 225». Красивая юбилейная цифра в заглавии — на самом деле не самая впечатляющая...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?