И, по мнению «Труда», справилась с задачей великолепно.
Об «Артисте» можно сказать, что он обладает пресловутым единством формы и содержания. Картина о киношном закулисье рубежа
Фильм делала та же команда, что и популярную шпионскую комедию «Агент 117»: режиссер Мишель Хазанавичюс и актеры Жан Дюжарден и Беренис Бежо. Мало кто, как Дюжарден, умеет моментально менять веселую мину на грустную и быть одинаково убедительным при этом. Отсутствие диалогов ничуть не помешало исполнителям выразить все чувства — и, в отличие от многих персонажей немого кино, не переборщить с этим. Ну, а когда средства выражения вроде бы заканчиваются, в ход идут танцы, точнее — чечетка
Верная интонация, баланс иронии и серьезности в таких произведениях — залог успеха. Съемки проходили в исторических голливудских местах. В небольших ролях органично выступили такие корифеи, как Джон Гудмен и Малькольм Макдауэлл. Режиссер заново изучил множество лент эпохи немого кино, начиная с Китона и Чаплина, — и весьма тонко использовал эти познания, выстраивая кадры собственной картины. «Артист» получил высокие баллы и от французских, и от иностранных критиков — а чтобы мнения тех и других совпали, это редкость.
Сыгравший неговорящую звезду немого кино Жан Дюжарден благодаря новой роли еще больше утвердился на родине в качестве одной из ведущих киноперсон. Уйти от чисто комического амплуа было нелегко, но в последние годы, начиная с «99 франков», актеру довелось сыграть ряд драматических ролей без кривлянья. В местной прессе даже появилась карикатура на Дюжардена, поднимающегося по
Жан Дюжарден: «И я, и мой герой не успели толком выучить английский»
Актер нашел точки пересечения между своей судьбой и судьбой персонажа. О чем после премьеры «Артиста» рассказал «Труду».
— Публика на конкурсном просмотре много и дружно смеялась, а скажите: снимать фильм было так же весело, как кажется, глядя на экран?
— Поначалу да, довольно забавно. Когда мы разыгрывали все эти голливудские фильмы, в которых в пору популярности снимался мой персонаж: шпионские, приключенческие… Тут мы развлекались. Но та часть, где жизнь артиста идет под откос, нас уже не очень веселила. Эмоции героя со съемочной площадки всегда приносишь домой.
— В немых фильмах актерам приходилось быть сверхвыразительными, и поэтому иногда кажется, что они переигрывают. Что вы предприняли, чтобы этого избежать?
— В сценах, где мой герой работает на площадке в образе, все получалось само собой, это была игра в чистом виде. Дальше, когда кино для него заканчивается и настают тяжелые времена, было сложнее. Приходилось полагаться на инстинкт. Мы интуитивно чувствовали, что работает, а что нет. И режиссер четко знал, чего хочет.
— Вы предполагали, когда читали сценарий, что в наше время, когда господствует
— Ну, я прекрасно знаю Мишеля (Хазанавичюса. — «Труд».), и сценарий он писал специально под нас с Беренис Бежо. У него отличный вкус, он знаток старого кино, мы ему полностью доверяли. Конечно, тут перед нами встала проблема отсутствия слов. Тем значимее стало изображение. Но у нас работали выдающиеся мастера стиля ретро, декора, костюмов. Так что фильм,
— Ваш предыдущий опыт работы над «Агентом 117» и его сиквелом в
— Пожалуй, один персонаж является «дедушкой» другого. И
— В фильме вы с партнершей зажигательно танцуете чечетку. Потребовалась специальная подготовка?
— Мы репетировали целых шесть месяцев. Ведь до съемок ни я, ни она чечетку не били. Эпизод с танцевальным номером снимали последним. Представляете, какая ответственность: вся группа на вас смотрит, хочет увидеть результат. Я понимал, что Джин Келли из меня вряд ли получится, но свое удовольствие от тренировок получил.
—
— Ну, можно предположить, что у него был французский акцент. Я и сам не силен в английском. Когда мы снимали этот фильм в Америке, со мной встретился Адам Сэндлер, предлагал совместный проект — я же занимался, как и он,