- Я бы хотел начать с конференции Всемирного банка, которая в начале июля проходила в Таврическом, - сказал Михаил Иосифович. - Для МПА это очень важное событие. Как и для России и других стран СНГ. И то, что виднейшие в мире специалисты, среди которых - генеральные прокуроры, министры юстиции, председатели судов, всего около 400 человек, приехали к нам обсудить тему "Расширение прав и возможностей, обеспечение защищенности через законы правосудия" - зримое свидетельство того, что с нами считаются, что Межпарламентская ассамблея значима не только для стран СНГ, но и для Европы. Более того, ее опыт уже признан уникальным.
- В чем же уникальность, Михаил Иосифович? Многие страны на разных континентах создали подобные объединения для решения тех или иных общих проблем...
- Верно, есть АСЕАН, объединяющий некоторые азиатские страны; есть "МЕРКОСУР" - экономический союз Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая; союз государств Карибского бассейна... Но нигде нет такого опыта тесного и глубокого сотрудничества в гармонизации национальных законодательств, который накоплен Ассамблеей стран СНГ. Представители "МЕРКОСУРa" совсем недавно гостили у нас и как сами признали: "много интересного и полезного для себя узнали"... Уникальность МПА и в том, что мы начинали "с нуля". В 1992 году, когда была создана ассамблея, во всех странах СНГ действовало одинаковое законодательство - советское. А задача стояла - проводить рыночные реформы, для чего создавать правовую экономику, то есть формировать свои собственные национальные законодательства. Иными словами, требовалось разработать законы, которые отвечали бы: в политике - принципам демократии, в экономике - принципам рынка с учетом национальных традиций каждой республики. Но с чего начать, какую модель закона выбрать? Над этим здесь, в Таврическом, мы думали сообща. Начали с государственной конституции. Провели первую конференцию по конституционному строительству стран СНГ, где выработали рекомендации для глав государств и парламентов по выбору модели основного закона. Далось это непросто. В те первые годы работы Межпарламентской ассамблеи любые рекомендации, любая форма интеграции воспринимались многими депутатами болезненно, считались "вмешательством во внутренние дела" их стран.
- Были, помнится, опасения и другого рода: что никто в правительствах государств СНГ не станет считаться с вашими резолюциями, тем более что носят они рекомендательный характер.
- Если и было какое-то недоверие к тому, чем мы занимаемся, к принимаемым документам, то оно быстро прошло. Мы разработали до деталей модельный гражданский кодекс и предложили взять его за основу при разработке аналогичных национальных. На сегодня все государства СНГ, кроме пока Грузии и Туркменистана, так и поступили. В том числе, пусть и позже всех, сделала это Украина.
- Вы сказали, что опытом МПА СНГ заинтересовались в АСЕАН, "МЕРКОСУРе". А в Евросоюзе?
- Это организация немножко иного типа. Не объединение государств, которые договорились о совместной деятельности в каких-то сферах, а конфедеративное по сути государство (или сообщество, имеющее все атрибуты государства), где значительная часть национальных функций передана центру. Мы с Евросоюзом и Европарламентом постоянно обмениваемся опытом, участвуя в различных совместных конференциях, дискуссиях, встречах. Но для них задача формирования правовой экономики не стоит, таковая у них есть. Более волнует коллег из Западной Европы наша миротворческая деятельность. Приведу конкретный пример: конфликт в Нагорном Карабахе. Шесть лет там продолжалась война, лилась кровь, гибли ни в чем не повинные люди. В тех условиях классические приемы дипломатии использовать было уже бесполезно, эффекта они бы не дали. И когда все участники конфликта обратились к нам с просьбой оказать содействие, помочь восстановить мир, мы взялись за это. Первая встреча представителей заинтересованных сторон была проведена здесь, в Санкт-Петербурге, еще в декабре девяносто третьего. Потом мы организовали переговоры на Аландских островах, это недалеко от северной столицы, в Финляндии, где удалось создать очень хорошую обстановку для переговоров. В мае 1994 года в Бишкеке руководителями парламентских структур трех сторон - участниц конфликта был подписан протокол о перемирии. Этот протокол - тот единственный документ, который и сегодня, спустя 7 лет, обеспечивает режим прекращения огня в Нагорном Карабахе.
- И с Чечней бы так...
- Что касается Чеченской республики, то мы, по поручению Совета ассамблеи, с согласия президента и правительства РФ ведем активный мониторинг ситуации на Северном Кавказе. Депутаты МПА, и я сам тоже, дважды выезжали в Чечню. Посещали, в частности, лагеря беженцев. Много неожиданного узнали в той командировке. Скажем, до нее нам говорили, что рядом, в Ингушетии, собралось до 170 тысяч беженцев из Чечни. Стали считать буквально "по головам", оказалось... 14,5 тысячи. Разница, согласитесь, существенная. Предали этот факт, как и многие другие, гласности, чтобы наши коллеги - парламентарии республик СНГ знали, что на самом деле происходит на российском Северном Кавказе.
- То есть, как говорили раньше, "вместе мы сила", а слухи о скорой кончине СНГ несколько преувеличены?
- Эти слухи появились едва ли не с первого дня образования Содружества... Как экономист могу сказать, что сегодня СНГ нужно России меньше, чем другим входящим в него странам. Хотя бы потому, что его доля в товарообороте нашей страны составляет лишь 19-20 процентов, а доля Евросоюза, для сравнения, 35 процентов. Почему только 20? Потому, что объем торговли со странами СНГ упал за последние годы в 4-5 раз... Другая проблема: движение в Содружестве большей частью одностороннее. Возьмите рынок труда. На Украине число безработных превышает миллион человек, а вакантных мест на предприятиях, в организациях, фирмах - всего около ста тысяч. В Армении эти цифры, соответственно, - 174 000 и 600. Примерно такое же соотношение в Азербайджане. Вот граждане этих стран и едут работать в Россию. Да, нашей стране нужна рабочая сила, но не абы где, а конкретно в сельском хозяйстве, в определенных отраслях промышленности... Экспортируя трудовые ресурсы, страны Содружества никаких преимуществ у себя российским товарам и, главное, российскому капиталу при этом не дают. Совсем иначе в Евросоюзе. Там Германия - основной импортер рабочей силы, в частности, для испанцев, греков, португальцев. Давая заработать гражданам этих стран, она имеет за это преимущества при продаже у них на родине своих товаров и экспорте туда капитала. Чувствуете разницу? Мы пытаемся решить эту проблему, готовим пакеты договоров, организуем переговоры. Занимаемся в МПА и правовыми вопросами интеграции в странах СНГ. Сегодня возросла роль двухсторонних договоров, что способствует развитию Содружества Независимых Государств.