Портал госуслуг прислал по электронной почте сообщение: «Уважаемый г-н Морозов. Вам назначен штраф ГИБДД...» Интерактивная ссылка тут же предлагает не раздумывая перейти к оплате, да еще 50-процентную скидку дает. Большинство граждан предпочтут в такой ситуации без лишних слов облегчить свою кредитку или электронный кошелек на 250 рублей и отделаться от навязчивого госоргана, как от надоедливой мухи. Но дело в том, что я давно принципиально не нарушаю ПДД.
Как пишут в соцсетях, «штрафной» сервис стал настолько навязчивым, что люди начинают возмущаться, а некоторые еще и жалуются: в прокуратуру, в суды. Очередной скандал разгорается в Москве в связи с новыми камерами фотовидеофиксации нарушений «АвтоУраган-ВСМ-2». Тысячи водителей получили штрафные извещения о превышении скорости, хотя уверены, что ехали по правилам. Эти камеры работают с фотокартинкой, а точность их измерений зависит от их положения, угла наклона. А камеры, бывает, обслуживаются не очень дотошными специалистами.
Скандалы с камерами фиксации нарушений ПДД случаются регулярно. Техника, понимаешь... Последний такой был на Кутузовском проспекте в 2016 году, но тогда камеру удалось быстро отрегулировать, а назначенные штрафы отменили. Годами камеры парконов выписывали штрафы инвалидам, которые законно парковали свои автомашины на местах для людей с ограниченными возможностями. В общем, компьютерная техника нередко дает сбои, иногда ей помогают в этом служивые люди. Ведь ошибки всегда трактуются в пользу государства, что немаловажно в условиях дефицита госбюджета.
Счетная палата РФ на днях опубликовала данные проверок, из которых следует, «что штрафы за правонарушения в области дорожного движения принесли в бюджетную систему РФ в 2016 году почти 63 млрд рублей — 39,1% от всех поступивших штрафов. За 2015-2016 годы сотрудниками ГИБДД было зафиксировано 172,05 млн административных правонарушений в области дорожного движения, по результатам рассмотрения дел о которых вынесено 162,48 млн постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафов на сумму 146,97 млрд рублей. В результате за проверяемый период на одно транспортное средство приходится 3,2 штрафа, а на одного трудоспособного гражданина — 2,1 штрафа». Из этого следует, что в России не осталось водителей, которые бы соблюдали ПДД.
При этом большинство нарушений (61,9%) — превышение водителями установленного скоростного режима, из которых 93,6% составляет превышение скорости от 20 до 40 км/ч с минимальным размером штрафа в 500 рублей. При этом за 2015-2016 годы кассовое поступление штрафов составило 125,08 млрд. Это то, что реально упало в карман государства. Такая вот занимательная арифметика...
Но обратите внимание на последнюю цифру. Собираемость штрафов в 2015 году — 87,6%, а в 2016-м — 82,7%. То есть относительный показатель кассового поступления штрафов, как пишут аудиторы, снизился на 4,9%. И это несмотря на введение с 1 января 2016 года нормы, предусматривающей возможность 50-процентного уменьшения штрафов при оплате в 20-дневный срок. «При общем увеличении количества юридических и физических лиц, добровольно уплативших штрафы, с 57,97 млн в 2015 году до 60,76 млн в 2016-м (4,8%) относительный показатель лиц, добровольно уплативших штрафы, к количеству вынесенных постановлений (76,65 млн — в 2015 году, 85,82 млн — в 2016-м) сократился с 75,6% в 2015-м до 70,8% в 2016-м».
Люди интуитивно чувствуют, что эта система прямого отношения к безопасности движения не имеет, и потому стараются не платить штрафы. По данным Счетной палаты, в 2016-м в Федеральной службе судебных приставов (далее — ФССП России) находились на исполнении свыше 37 млн исполнительных производств по взысканию штрафов, наложенных за административные правонарушения уполномоченными органами (кроме наложенных судами), из них 31,4 млн — по штрафам, наложенным органами Госавтоинспекции, что составляет 84,7%.
И вот самое интересное: аудиторы обращают внимание начальства и общественности на сотни тысяч «ошибочных» штрафов, выписанных на основе данных автоматических камер фотовидеофиксации. В 2015-2016 годах были обжалованы 744 тысячи, из них 588 тысяч отменены судами. Уверен, что эти цифры не отражают общее число «ошибок». Потому что обжалование штрафа ГИБДД — дело крайне хлопотное, требующее много времени и моральных сил. На каждом шагу (на почте, в ГИБДД, в прокуратуре, судах и пр.) гражданину ставят палки в колеса. На обжалование решаются лишь самые принципиальные. Лично у меня процедура отмены штрафа за «езду по обочине» заняла год и уйму душевных сил (см. подробнее в статье «Сколько стоит вернуть штраф за обочину» в номере «Труда» от 12 мая с. г.). К тому же мне повезло: дело попало к принципиальному судье. В результате я вернул уплаченный мною штраф в 1,5 тысячи рублей, однако оплатить моральный ущерб в досудебном порядке ГИБДД отказалась. В качестве моральной компенсации я могу лишь с уверенностью заявить, что ГИБДД выписывает ошибочные штрафы, не соблюдает закон, а прокуратура ей в этом потворствует. И ничего им за это не бывает. Сотрудники ГИБДД даже в суд не являются. Пренебрежение законом не позволяет им понять состояние законопослушного гражданина, которого пытаются сделать нарушителем.
Сейчас я опять буду обжаловать очередной, как я считаю, ошибочный штраф. Потому как попытки общественников и журналистов разобраться с проблемой камер «АвтоУраган» успехом не увенчались. ГИБДД кивает на Центр организации дорожного движения: мол, камеры в их ведении. А последние отсылают к ГИБДД: штрафы-то выписывают они. Во всей этой истории задействована и Федеральная служба судебных приставов, которая автоматически, без проверки материалов ГИБДД, возбуждает дело о принудительном взыскании штрафов, а также всевозможные платежные системы, которые не информируют вовремя госорганы об оплате штрафов. Короче, все при деле...
Между тем из документов Счетной палаты следует, что установка придорожных комплексов фотовидеофиксации (ФВФ) — крайне прибыльное дело. На них находятся деньги даже в самых нищих регионах. Всего этих штуковин по стране установлено свыше 11 тысяч. Из них лишь 3,2 тысячи — на средства федерального бюджета, на остальные раскошелились региональные власти, стенающие по поводу вечного бюджетного дефицита. Потому как каждый комплекс ФВФ, как указывают аудиторы, только за один 2016 год дал в среднем прибыль в размере 2,3 млн рублей! В последнее время при установке камер все чаще используют внебюджетные источники (читай — частный бизнес).
Такая вот инновация по отъему денег у населения...