24 июля 2017г.
МОСКВА 
19...21°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 58.93   € 68.66
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЯЙЦО" ОПЯТЬ ПОДОРОЖАЛО

Донцова Виктория
Статья «"ЯЙЦО" ОПЯТЬ ПОДОРОЖАЛО»
из номера 190 за 18 Октября 2007г.
Опубликовано 01:01 18 Октября 2007г.
Сегодня в Москве откроет постоянное российское представительство Международный аукционный дом Кристис. Он делает это сразу вслед за своим главным соперником Сотбис, который объявил об открытии российского филиала еще в мае нынешнего года.

Конкуренция - великая вещь: если Сотбис к своему российскому дебюту приурочил "всего лишь" выставку западной и русской живописи в Лондоне, то Кристис, желая затмить коллег, устроил целый букет масштабных экспозиций в самой первопрестольной. И выбрал для этого только что отреставрированный знаменитый Дом Пашкова. По сути, нынешний вернисаж - первая крупная международная культурная акция в стенах этого красивейшего, овеянного легендами московского дворца. И впервые специально для москвичей устраивается столь масштабная предаукционная выставка, на которой Кристис показывает самые лучшие и самые дорогие работы, которые вскоре предстанут на торгах в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге...
Так, аукцион "Импрессионистическое и современное искусство" представлен "Портретом скульптора Оскара Мещанинова" кисти Амедео Модильяни (эстимейт, то есть предполагаемая продажная стоимость, - 18-25 млн. долларов). Мещанинов был русским другом великого художника. Как и Модильяни, он отправился в Париж искать удачи в 1906 году, причем в отличие от многих коллег добился здесь профессионального успеха.
Лицом аукциона "Послевоенное и современное искусство" стал знаковый портрет "Лиз" Энди Уорхола (около 25 млн.). Любопытно, что основатель поп-арта запечатлел трех гламурных богинь - Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро и Жаклин Кеннеди в самые критические моменты их жизни. Портрет Монро увидел свет после ее загадочного самоубийства в 1962 году, Кеннеди - через год после гибели ее супруга-президента, Тейлор - когда актриса серьезно заболела и врачи объявили, что надежды на исцеление нет. К счастью, они оказались не правы, и Тейлор, единственная из всей тройки, жива и даже недавно объявила о своей скорой свадьбе, девятой по счету...
Топовым лотом на аукционе "Живопись старых мастеров" заявлен набросок Питера Пауля Рубенса к знаменитой картине "Поклонение волхвов" (сама она хранится в Музее изящных искусств французского города Лиона). Работа была создана в начале XVII века, затем ее следы теряются, а обнаружилась она вновь лишь в 1934 году. Тогда на одном мелком аукционе в Великобритании некий коллекционер приобрел целую коробку картин. Разобрав их дома, англичанин отправился в Кристис за экспертизой. Неожиданно за наброском было признано авторство Рубенса, и его выставили на дальнейшие торги. В тот раз он ушел за 1,560 фунта стерлингов. Деньги для такой вещи, конечно, не очень большие. Зато теперь его предварительная оценка - от 8 до 12 млн. долларов.
Ну и, конечно, Кристис, обустраиваясь в Москве, не мог обойтись без показа русского искусства. Тем более что в конце ноября в Лондоне пройдет очередная Русская неделя. Аукционеры привезли гордость ноябрьской продажи - пасхальное яйцо Фаберже, принадлежавшее Ротшильду. Яйца Фаберже стали для россиян настоящим символом понятия "антикварный рынок". Получить такую вещь на торги - большая удача Кристис. Выставить ее в Москве очень символично еще и потому, что именно Кристис принадлежит рекорд в 6,62 млн. фунтов стерлингов за "Зимнее яйцо", поставленный еще в 2002 году. Яйцо Ротшильда не столь изящно по художественному замыслу, но за пять лет цены сильно выросли, и его тоже оценили в 6 - 9 млн. фунтов.
Не секрет, что приход Сотбис и Кристис в Москву некоторыми деятелями отечественного искусства воспринят с тревогой. Кое-кто озабочен: не облегчит ли это вывоз национального художественного достояния за рубеж? На самом деле положение несколько иное. Во-первых, оно свидетельствует о доверии лидеров мирового антикварного рынка к России, об укреплении экономики нашей страны. За 2006 г. через Кристис прокрутилось почти 5 миллиардов долларов. Как и любая другая компания, аукционный дом работает по общим коммерческим законам, и если уж интересуется российским направлением, то, стало быть, считает, что здесь возможно успешное развитие рынка.
Сегодня в России происходит выстраивание цивилизованной шкалы ценностей, время, когда нувориши бездумно швыряли деньгами, уходит в прошлое. Среди обязательных культурных интересов стоит и антиквариат. Наши богачи уже наделали много шума своими рекордными оптовыми покупками - такими, как яйца Форбса и коллекция Вишневской - Ростроповича. Но до сих пор русские проявляли широту натуры в основном на "национальных" торгах, связанных с русским же искусством. Кристис и Сотбис надеются расширить кругозор наших покупателей. Любопытен и такой штрих: отныне на всех акциях Кристис, где бы они ни проходили, цены будут указываться наряду с долларами и фунтами в рублях.
Однако о проведении крупных международных торгов в самой России речь пока не идет. Стать мировой аукционной столицей наравне с Лондоном или Нью-Йорком Москве не грозит по очень простой причине: по действующему законодательству в Россию можно ввозить антиквариат, но запрещено вывозить. Другое дело, что основная часть притока художественных ценностей, скорее всего, осядет в частных коллекциях. Ведь нет никакой гарантии, что все наши покупатели проявят такой же патриотизм, как Алишер Усманов, согласившийся передать недавно купленное им собрание Галины Вишневской государству.


Loading...



Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?