Конкуренция - великая вещь: если Сотбис к своему российскому дебюту приурочил "всего лишь" выставку западной и русской живописи в Лондоне, то Кристис, желая затмить коллег, устроил целый букет масштабных экспозиций в самой первопрестольной. И выбрал для этого только что отреставрированный знаменитый Дом Пашкова. По сути, нынешний вернисаж - первая крупная международная культурная акция в стенах этого красивейшего, овеянного легендами московского дворца. И впервые специально для москвичей устраивается столь масштабная предаукционная выставка, на которой Кристис показывает самые лучшие и самые дорогие работы, которые вскоре предстанут на торгах в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге...
Так, аукцион "Импрессионистическое и современное искусство" представлен "Портретом скульптора Оскара Мещанинова" кисти Амедео Модильяни (эстимейт, то есть предполагаемая продажная стоимость, - 18-25 млн. долларов). Мещанинов был русским другом великого художника. Как и Модильяни, он отправился в Париж искать удачи в 1906 году, причем в отличие от многих коллег добился здесь профессионального успеха.
Лицом аукциона "Послевоенное и современное искусство" стал знаковый портрет "Лиз" Энди Уорхола (около 25 млн.). Любопытно, что основатель поп-арта запечатлел трех гламурных богинь - Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро и Жаклин Кеннеди в самые критические моменты их жизни. Портрет Монро увидел свет после ее загадочного самоубийства в 1962 году, Кеннеди - через год после гибели ее супруга-президента, Тейлор - когда актриса серьезно заболела и врачи объявили, что надежды на исцеление нет. К счастью, они оказались не правы, и Тейлор, единственная из всей тройки, жива и даже недавно объявила о своей скорой свадьбе, девятой по счету...
Топовым лотом на аукционе "Живопись старых мастеров" заявлен набросок Питера Пауля Рубенса к знаменитой картине "Поклонение волхвов" (сама она хранится в Музее изящных искусств французского города Лиона). Работа была создана в начале XVII века, затем ее следы теряются, а обнаружилась она вновь лишь в 1934 году. Тогда на одном мелком аукционе в Великобритании некий коллекционер приобрел целую коробку картин. Разобрав их дома, англичанин отправился в Кристис за экспертизой. Неожиданно за наброском было признано авторство Рубенса, и его выставили на дальнейшие торги. В тот раз он ушел за 1,560 фунта стерлингов. Деньги для такой вещи, конечно, не очень большие. Зато теперь его предварительная оценка - от 8 до 12 млн. долларов.
Ну и, конечно, Кристис, обустраиваясь в Москве, не мог обойтись без показа русского искусства. Тем более что в конце ноября в Лондоне пройдет очередная Русская неделя. Аукционеры привезли гордость ноябрьской продажи - пасхальное яйцо Фаберже, принадлежавшее Ротшильду. Яйца Фаберже стали для россиян настоящим символом понятия "антикварный рынок". Получить такую вещь на торги - большая удача Кристис. Выставить ее в Москве очень символично еще и потому, что именно Кристис принадлежит рекорд в 6,62 млн. фунтов стерлингов за "Зимнее яйцо", поставленный еще в 2002 году. Яйцо Ротшильда не столь изящно по художественному замыслу, но за пять лет цены сильно выросли, и его тоже оценили в 6 - 9 млн. фунтов.
Не секрет, что приход Сотбис и Кристис в Москву некоторыми деятелями отечественного искусства воспринят с тревогой. Кое-кто озабочен: не облегчит ли это вывоз национального художественного достояния за рубеж? На самом деле положение несколько иное. Во-первых, оно свидетельствует о доверии лидеров мирового антикварного рынка к России, об укреплении экономики нашей страны. За 2006 г. через Кристис прокрутилось почти 5 миллиардов долларов. Как и любая другая компания, аукционный дом работает по общим коммерческим законам, и если уж интересуется российским направлением, то, стало быть, считает, что здесь возможно успешное развитие рынка.
Сегодня в России происходит выстраивание цивилизованной шкалы ценностей, время, когда нувориши бездумно швыряли деньгами, уходит в прошлое. Среди обязательных культурных интересов стоит и антиквариат. Наши богачи уже наделали много шума своими рекордными оптовыми покупками - такими, как яйца Форбса и коллекция Вишневской - Ростроповича. Но до сих пор русские проявляли широту натуры в основном на "национальных" торгах, связанных с русским же искусством. Кристис и Сотбис надеются расширить кругозор наших покупателей. Любопытен и такой штрих: отныне на всех акциях Кристис, где бы они ни проходили, цены будут указываться наряду с долларами и фунтами в рублях.
Однако о проведении крупных международных торгов в самой России речь пока не идет. Стать мировой аукционной столицей наравне с Лондоном или Нью-Йорком Москве не грозит по очень простой причине: по действующему законодательству в Россию можно ввозить антиквариат, но запрещено вывозить. Другое дело, что основная часть притока художественных ценностей, скорее всего, осядет в частных коллекциях. Ведь нет никакой гарантии, что все наши покупатели проявят такой же патриотизм, как Алишер Усманов, согласившийся передать недавно купленное им собрание Галины Вишневской государству.