Главная Культура 16:50 18 Октября 2022 3665
Полтавский казак Чайковский

«Санктъ-Петербургъ Опера» напомнила: Петр Ильич никогда не забывал о своих корнях

Сергей Бирюков
Чайковскому и русская пляска, и малороссийский гопак были одинаково родными. Фото предоставлены фестивалем «Видеть музыку»

Традиция – признак статуса, и у фестиваля «Видеть музыку», выросшего за семь лет в главный смотр отечественного музыкального театра, таковые появились. Одна из них – обязательное участие театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Какой бы жизненный и музыкально-театральный контекст ни разворачивался кругом, этот небольшой по людской численности, но очень заметный по художественной продукции коллектив из года в год привозит в Москву на гостеприимную сцену «Геликон-оперы» (тоже традиция!) нечто привлекательное, значительное, эксклюзивное.

Например – у кого еще вы еще послушаете и посмотрите раннюю, наивно-романтическую, но безоговорочно-искреннюю и, главное, неотразимо-увлекательную по музыкальному материалу оперу Даргомыжского «Эсмеральда»? Или редко звучащую даже в Италии (поди знай все 68 опер этого замечательного композитора) очаровательную комедию Доницетти «Петр I, или Невероятные приключения русского царя»?

Конечно, «Норму» Беллини к числу репертуарных редкостей не отнесешь. Впрочем, если речь о московской публике, то ей уже много лет приходится довольствоваться записями или трансляциями этого мирового шедевра. Видимо, слишком велики сложности вхождения в культуру бельканто, требующую от исполнителей предельной красоты и богатства звука в сочетании с предельной же виртуозностью в воспроизведении фиоритурного узорочья этих бесконечных мелодий. Однако «Санктъ-Петербургъ Опера» уже доказывала, что с потенциалом ее певцов и оркестра можно, хотя и не всегда стопроцентно успешно, браться, например, за «Любовный напиток».

Примерно то же произошло и теперь. С одной стороны, оркестр под управлением дирижера Александра Гойхмана органично вошел в тревожный и прекрасный звуковой мир Беллини, в котором столько и собственного обаяния, и дополнительно расширяющих его объем ассоциаций-«обертонов» с Шопеном, Аданом, даже Верди, причем не ранним, а поры «Силы судьбы». И солисты вкупе с хором проявили максимум старания, и прославленная Casta diva достойно прозвучала в интерпретации Марии Бочмановой, и голос Виктории Мартемьяновой (Адальджиза) наполнялся меццо-сопрановой страстью, и тенор Сергея Алещенко (Поллион) без особых усилий взлетал на головокружительные белькантовые верха, и бас Геворга Григоряна погружал нас в мрачные глубины фанатичной натуры главного друидского жреца Оровезо. С другой стороны, нередко интонацию певцов хотелось элементарно поднять если не на классические «полкирпича», как грубовато-честно говорят в таких случаях сами артисты, то хотя бы на одну восьмую тона, чтобы она вполне соответствовала оркестровому камертону. А с третьей – даже в этих обстоятельствах легендарные по сложности ансамбли, где, в частности, от двух главных солисток требуется на всех бесчисленных фиоритурных виражах их протяженного «параллельного полета» соблюдать идеально чистый терцовый интервал между партиями, были исполнены достаточно уверенно.

«Норму» петербуржцы представили с холодноватым академизмом, но и уважением к мировому шедевру

И все же главным акцентом для меня в этот приезд петербуржцев стала не сумасшедше красивая и сложная вокальная партитура Беллини, а опера нашего родного Петра Ильича Чайковского «Черевички». Увы, появляющаяся на отечественных подмостках едва ли чаще заемной «Нормы», что, прямо скажу, стыдно – ведь если у итальянского шедевра и без нас на планете полно адептов, то кто, как не мы, должен во всей полноте нести миру и прежде всего самим себе творчество нашего национального гения?

Однако сложилась странная традиция, в которой, наверное, невольно роковую роль сыграл Римский-Корсаков со своей «Ночью перед Рождеством». Сам Николай Андреевич проявил по отношению к Чайковскому, раньше него «схватившему» заветный гоголевский сюжет, эталонное благородство: и, будучи членом жюри конкурса «Ночей перед Рождеством» на либретто Якова Полонского, присудил первую премию, и до конца жизни Петра Ильича не брался за давно манивший замысел, чтобы не причинить тому «огорчения». Ну и, отдадим должное главному русскому композитору-сказочнику, опера у него действительно получилась отменная. Но настолько ли превосходящая достоинства партитуры Чайковского, чтобы появляться на подмостках раза в три-четыре чаще?

И потом – позвольте, а кто «главный русский композитор-сказочник»? Кем, в конце концов, написаны «Спящая красавица» и «Щелкунчик», не говоря об оркестровой «Снегурочке» (музыке к пьесе Островского) и многих других прекрасных сочинениях?

Именно эта мысль поразила, когда вихрь гармоний, модуляций, тембровых перекличек с первых же тактов вступления (дирижер Максим Вальков) увлек в фантастический, вьюжный, космически-головокружительный и одновременно тепло-земной, деревенски-уютный, дворцово-роскошный мир образов «Черевичек», уже не отпустив внимание до самого конца партитуры.

Притом это абсолютный Чайковский – сколько здесь изумительных мелодий, достойных быть причисленными к лучшим плодам композиторского воображения Петра Ильича: то восторженные, то грустные, но всегда душевно горячие песни Вакулы (Ярамир Низамутдинов) и Оксаны (Александра Ляпич), дивные своей шуточной инфернальностью и в то же время крепкой фольклорностью дуэты Солохи (Лариса Поминова) и Беса (Антон Морозов), совершенно невероятным образом сочетающие поповщину и народную распевность рулады Учителя (Всеволод Калмыков), имперски-импозантные канты и полонезы Петербурга XVIII века, в передаче звуковой атмосферы которого (вспомним «Пиковую даму»!) Чайковский был непревзойден.

А главное – какой любовью к родному российскому мелодическому миру все это пронизано. И две равно дорогие Петру Ильичу в этом мире стихии – русская и украинская. Поданные в их нерасторжимом братстве – ведь сам Чайковский, корнями из полтавских казаков, всегда чувствовал эту сродненность, недаром так любил бывать на Украине, проводить там радостные летние месяцы, сочинять… Не зря одна из популярнейших его тем, легшая в основу финала Первого концерта – украинская календарная закличка. И в «Черевичках» звучит ее ближайшая родственница: не случайно так подлинна по колориту картина на деревенской площади – ожившая сценка из рождественского вертепа, словно подсмотренного Петром Ильичом в южнорусских или малороссийских областях (хормейстер Игорь Потоцкий). А как символично-встык композитор соединил обаятельную русскую пляску в духе всемирно знаменитого номера из «Лебединого озера» и лихой, слегка хмельной гопак в петербургской картине оперы (хореограф Васил Панайотов)!

В отличие от холодновато-академичной по постановочным средствам «Нормы», режиссер (он же худрук «Санктъ-Петербургъ Оперы») Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев ответили на эту любовь сполна и органично в своем волшебном, словно ожившее расписное яйцо Фаберже, спектакле.

Ну и как не отметить своевременность показа оперы в Москве. В XVIII веке тоже не все было безоблачно вокруг Украины. Глядя на те события из относительно благополучного XIX века, Гоголь и Чайковский могли позволить себе улыбнуться на этот счет и даже пошутить. Сегодня мы завидуем их оптимизму. Дай бог, чтобы он к нам вернулся.

P. S. Фестиваль «Видеть музыку» проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12721
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7983
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7721
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6985
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6738
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Нас исправно предупреждают о телефонных мошенниках. Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?

Сергей Беднов
Труд
В подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям»....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?