Главная Работа 00:02 18 Декабря 2015 4686
Штурвал как дышло...

Эхо катастрофы Boeing-737 в Казани докатилось через два года до скандала

Анатолий Журин

С декабря Межгосударственный авиационный комитет лишился права сертифицировать воздушные суда, двигатели и аэродромы. В правительстве говорят, что передача этих функций Росавиации, Минтрансу и Минпромторгу повысит безопасность полетов. Хотя в перечисленных ведомствах для этой работы нет ни опыта, ни соответствующих специалистов. Попробуем разобраться, в чем тут логика?

Правительственное решение последовало вслед за скандалом, разразившимся между Росавиацией и МАКом. Накануне авиарегистр приостановил действие сертификатов на самолеты семейства Boeing-737, эксплуатируемые в России. Многие этот демарш расценили как месть за лишение Росавиацией сертификата эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро», близкой председателю МАКа Татьяне Анодиной. Однако в распоряжении «Труда» оказались документы, которые проливают свет на подоплеку конфликта, связанного с катастрофой пассажирского самолета два года назад.

Напомним, что 17 ноября 2013 года в казанском аэропорту разбился Boeing-737 авиакомпании «Татарстан». Погибли 50 пассажиров и членов экипажа. Данные бортовых самописцев шокировали специалистов. При уходе на второй круг один из летчиков отключил автопилот и взял управление на себя. В результате ошибок в пилотировании самолет сначала резко задрал нос, а потом свалился в пикирование...

Спустя два года в Министерстве транспорта РФ оказался документ, направленный туда руководством МАКа, — с информацией, которая обычно не разглашается. В письме чиновникам этого ведомства напоминают, что причины казанской катастрофы члены комиссии по расследованию установили оперативно. Уже через месяц отчет был озвучен на разборе с участием авиаперевозчиков, затем — на совещании с участием чиновников Минтранса и депутатов. Картина вскрылась вопиющая: «Обязательная программа первоначальной теоретической подготовки командиров воздушных судов ГА, предусмотренная правилами полетов летного состава авиакомпании, командиром Boeing-737 пройдена не была... Проверка техники пилотирования, записанная в летной книжке КВС 01.09.2013, по факту не проводилась... На день авиационного происшествия КВС не имел права выполнять полеты...».

Командир до того, как возглавить экипаж, имел свидетельство штурмана, а второй пилот — бортмеханика. Как же они оказались за штурвалом? Учебное заведение Татарского МТУ ВТ Росавиации утвердило направление на переучивание на Boeing-737 человека с фальсифицированным свидетельством пилота, а попустительство надзорных структур позволило севшему в командирское кресло получить документы без прохождения необходимой подготовки. Все это, посчитала комиссия, «свидетельствует о недостаточном уровне контроля за безопасностью полетов в отрасли в целом».

После таких выводов, подтвержденных документально, должны были полететь головы больших чиновников. Но вместо этого с подачи Росавиации появилась другая версия: причиной катастрофы в Казани мог быть... отказ системы управления рулем высоты. В результате отчет с предварительными выводами положили под сукно. Члены российской комиссии совместно с американскими специалистами в США приступили к проведению специальных комплексных и стендовых испытаний рулевых приводов, включая их компьютерную томографию, исследование основных распределительных узлов. Наконец, в апреле уже 2015 года все сошлись на том, что первоначальный вердикт расследователей был верным. Под окончательным вариантом отчета поставили свои подписи все члены комиссии, включая представителя Росавиации. Причем документ был согласован и с государствами, участвовавшими по международным правилам в этом затянувшемся расследовании: США, Великобританией, Бермудами и Францией.

Но оказалось, что до финала эпопеи еще далеко. В июне представитель Росавиации неожиданно отзывает свою подпись, возвращая историю к ее началу. В «особом мнении» ведомства снова появляется запись «отказ рулевого управления привода системы управления рулем высоты».

А следом из Росавиации отправляются официальные письма в МАК, где говорится о необходимости доработок машины производителем Boeing, чтобы обеспечить ее безопасную эксплуатацию. Как принято в таких случаях, комиссия по расследованию переслала «особое мнение» в Национальный комитет США по безопасности на транспорте. А МАК, опять же в соответствии с регламентом и межправительственным соглашением между РФ и США о повышении безопасности полетов, направил запрос в Федеральную авиационную администрацию США (именно этот орган осуществлял первичную сертификацию Boeing-737).

Можно представить, с какими лицами за океаном читали эти бумаги с «особым мнением»... В итоге из Америки даже не стали отвечать на запрос и не прислали официальное письмо с подтверждением, что самолеты типа Boeing-737 пребывают в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию. В этой ситуации МАК формально был обязан приостановить сертификат на эксплуатацию самолета. Что и сделал, вызвав бурю в прессе, авиационных кругах и властных структурах.

Пока ответа на письмо МАКа от министерства нет. Зато в поте лица трудятся чиновники Росавиации. Ведь после казанской катастрофы целый букет серьезнейших недостатков в подготовке летного персонала выявила не только комиссия по расследованию, но и Следственный комитет РФ. Пытаясь погасить назревавший скандал, чиновники Росавиации принялись закрывать расплодившиеся по стране АУЦы — учебные центры в Калуге, Питере, других городах. По нашим сведениям, создатели некоторых центров уже стали фигурантами уголовных дел. Шутка сказать: за два года после катастрофы в казанском небе были отозваны более 200 свидетельств пилотских удостоверений, признанных незаконными! А сколько еще осталось?

В процессе расследования комиссия проводила тест. На выбор нескольким десяткам пилотов российских авиакомпаний предложили на тренажере Boeing-737 смоделировать вывод самолета из нештатной ситуации — подобной той, что привела к трагедии в Казани. Так вот, девять из 10 пилотов экзамен без помарок сдать не смогли. А один из пилотов трижды «убился», заходя на посадку. После чего надел форменный китель и удалился, сообщив, что тренироваться ему некогда — через полчаса вылет в очередной рейс...

Остается добавить, что решение о распределении полномочий МАКа между Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом вызвало тихую панику на авиапредприятиях. Ни в одной из назначенных организаций сегодня просто физически нет квалифицированных кадров для исполнения переданных функций по сертификации аэронавигационного оборудования, летающей техники, аэродромов. В результате возникли нестыковки. Так, отсутствие нового регламента поставило в тупик специалистов концерна «Алмаз-Антей», которому в ближайшее время предстоит сертифицировать ряд объектов для аэропорта Внуково. Не говоря уже о дополнениях в сертификат локатора обзора летного поля, вызвавшего вопросы в ходе расследования катастрофы, в которой погиб президент французской нефтяной компании Total.

Неясно также, как воспримут документы новых структур авиационные власти других стран. Ведь существовавшее до сегодняшнего дня распределение функций между МАКом и российскими авиавластями определено не только законодательными актами РФ, межправительственными соглашениями России с Индией, Китаем и США, но и соглашениями между МАКом, Минтрансом, Минпромторгом, МЧС, Минобороны и другими федеральными органами. Ну и в довершение предстоит денонсировать соглашения, заключенные государствами СНГ при создании МАКа в 1991 году.

Поздно сотрясать воздух? Но в любом случае при таких структурных реформах во главе угла должны быть интересы отечественных производителей и пассажиров, а не ведомственные амбиции и стремление уйти от ответственности за упущения в работе. Пока же происходит ровно обратное. Так может, для начала в целях усиления контроля государства за обеспечением безопасности полетов и поддержанием летной годности судов хотя бы перевести всю иностранную технику, эксплуатируемую российскими авиакомпаниями, в государственный реестр и государственную регистрацию РФ? Ведь наша страна — единственная из авиационных держав — регистрирует эти машины в оффшорах...

А в это время

Российские авиакомпании на днях получили из Росавиации телеграмму «относительно проработки членами ИГИЛ возможности совершения АНВ в отношении российского воздушного судна в одном из иностранных аэропортов». В частности, речь идет о скрытом проносе на борт воздушного судна «элементов взрывных устройств, размещенных в различных контейнерах», а также «средств инициирования и управления в мобильных телефонах и электробытовых приборах». Кроме того, террористами «рассматривается возможность совершения АНВ с использованием беспилотных летательных аппаратов, способных подниматься на высоту до 6 км».

 

Их стоимость вырастет с девяти до десяти тысяч рублей

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Москве стоимость трудовых патентов для мигрантов на месяц в 2026 году повысится с 8,9 тысячи до 10 тысяч рублей в 2026 году. Соответствующее решение вынесла в ходе состоявшегося в субботу, 1 ноября внеочередного пленарного заседания городская...

Борьба с бедностью в самом разгаре…

Александр Киденис
Труд
В России «минималка» в 4,5 раза ниже средней зарплаты. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Госдума приняла закон о повышении в 2026 году минимального размера оплаты труда (МРОТ) сразу на 20% — до 27 093 с нынешних 22 400 рублей. В парламенте уточнили, что это «будет способствовать...

Оказывается, мнение, что по охвату населения высшим образованием Россия «впереди планеты всей», - это миф

Ирина Хмара
Труд
Чиновники откровенны: столько людей с высшим образованием стране не надо. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Похоже, российское высшее образование все больше откатывается к советскому образцу. От Болонской системы мы уже отказались. Теперь принят закон об обязательной отработке выпускников-медиков. Вероятно, на очереди и другие...

Причина простая: грядущее повышение налогов

Александр Киденис
Труд
Российский бизнес засобирался на выход. Фото: Размик Закарян/Ura.ru, globallookpress.com

В Госдуме подготовили законопроект об индексации заработных плат граждан не реже одного раза в год и в размерах не ниже уровня инфляции. Похоже, народные избранники живут в мире, которого в реальности...

Для них вводится специальный социальный контракт, предусматривающий единовременные выплаты на открытие или развитие своего дела

Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

Для демобилизованных участников специальной военной операции (СВО) будет введён отдельный вид социального контракта. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты РФ. «С 1 января 2026 года в России вступают в...

4 ноября Путин подписал закон о привлечении резервистов к участию в сборах для защиты критически важных объектов 

Фото: www.mil.ru

Министерство обороны РФ разъяснило, как будут материально обеспечиваться резервисты, направляемые на специальные сборы. С этой целью ведомство подготовило соответствующий проект постановления правительства. В Минобороны отметили,...

В Госдуме снова заговорили о повышении пенсионного возраста

Алекс Зверев
Труд
Парламентарии уверяют: скоро пенсия в 50 тысяч рублей для многих людей станет реальностью. Ну-ну. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

«Чтобы пенсия была 50 тысяч рублей, нужно зарабатывать примерно 120 тысяч, — подсчитала депутат, член комитета по труду и социальной политике Светлана Бессараб. — При этом средняя зарплата составляет...

В стране набирает популярность новая профессия - тренер по видеоиграм

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank May/picture alliance, globallookpress.com

Для тысяч молодых людей это теперь не просто хобби, а работа, позволяющая получать хорошие деньги — до 200 тысяч рублей в месяц. Тут только важно не заиграться... Видеоигры сегодня усложнились настолько,...

Помимо этого, в российском трудовом календаре на следующий год не предусмотрено шестидневных рабочих недель 

Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В январе 2026 года россиянам придется работать всего 15 дней из 31. При этом на размере окладной части зарплат такой график не скажется. Об этом в пятницу, 21 ноября рассказал депутат Госдумы Ярослав Нилов. «В 2026 году в январе...

«В условиях СВО лучше штурмовикам платить больше. А солдаты-срочники находятся на полном государственном обеспечении», - заявил депутат Алексей Журавлев
Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Комитет Госдумы РФ по обороне выступил против повышения окладов солдатам-срочникам. Об этом в среду, 12 ноября журналистам «Газеты.ру» сообщил депутат Михаил Делягин. Парламентарий пояснил, что члены комитета единогласно...

Эксперимент по сбору биометрических данных мигрантов действует в московских аэропортах и на автомобильном КПП в Оренбургской области

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

В ходе эксперимента по сбору биометрических данных мигрантов было выявлено более 40 тысяч иностранцев, которым запрещён въезд в Россию. Об этом сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк. «За год через международные аэропорты...

Эту идею выдвинул губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин

Фото: пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин поддержал предложение о смягчении квалификационных требований к участникам специальной военной операции (СВО) – кандидатам на должности на государственной службе. Об этом сообщает ТАСС. Речь об этом зашла...

Работа 00:02 / 28 Ноября 2025 2378
Испытатели матрасов

Пробежимся по самым экзотическим и многообещающим вакансиям

Наталья Журавлева
Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

От предложений «работы мечты» рябит в глазах. Впору удивляться, как мы жили раньше без этого. Былые, веками проверенные профессии исчезают из нашей жизни, будто их и не было. Да что там —...

Компьютеризация грозит массовым исчезновением профессий

Александр Киденис
Труд
Искусственному разуму пророчат революцию на рынке труда. Изображение: Freepik

Триста лет назад промышленная революция в Европе породила движение луддитов, разбивавших на фабриках машины, которые отнимали рабочие места у людей. Сегодня история грозит повториться на новом витке прогресса. На глазах...

Иностранные работники будут приезжать к конкретным работодателям

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

В России планируется запустить эксперимент по целевому набору иностранных работников. Об этом сообщает издание «КоммерсантЪ». По данным газеты, рабочая сила из-за рубежа будет привлекаться по оргнабору. Эта система предполагает...

Госдума провалила Трудовой кодекс, гарантирующий минимально необходимый уровень жизни россиян

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Похоже, власть не желает помогать созданию среднего класса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Правящее большинство в Госдуме не пожелало рассматривать новый Трудовой кодекс, гарантирующий минимально необходимый уровень жизни россиян. Меж тем документ этот охватывает все аспекты трудовых отношений. В нем свыше 800 страниц,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?