Их в экспозиции более сотни - разных времен и фасонов. Что-то предоставили швейники тех предприятий, где эта продукция изготавливается еще с дореволюционных времен; что-то нашлось у организаторов в собственном гардеробе. Дополняют выставочные стенды редкие образцы рекламы белья давних лет, плакаты, фотографии. Практически каждый экспонат сопровождает и нечто вроде "письма потомкам" с воспоминаниями о пережитой когда-то из-за нижнего белья радости или, наоборот, незадачи.
"Все мои подруги считали, что мне давно пора бы уже потерять девственность, но все как-то не складывалось. И вот однажды я зашла в гости к приятельнице, и она мне говорит: сейчас придет мой хороший знакомый, давай наконец прекратим этот идиотизм с твоей девственностью. А на мне в тот вечер были надеты широченные, на резинках трусы. Я испугалась, что их увидят, нет-нет, отвечаю, никогда! И тогда приятельница вышла в соседнюю комнату. А она училась в ин-язе, ездила на практику в ГДР, и там на все имевшиеся у нею немецкие марки накупила кружевных трусов. Одни она и вынесла мне со словами: "Теперь отступать некуда!" Я их надела и действительно переступила какой-то психологический барьер. В тот вечер я стала женщиной... А не оказалось бы красивых трусиков в нужный момент, думаю, ничего бы толкового и не случилось".
О том, что и как носить, тогда говорить в СССР было не принято. Считалось, что "одеваются советские люди нормально". Ну а что там под юбками и брюками - вообще не обсуждалось, окружено было ханжески-стыдливым молчанием. Соответственно и относились к этому наши родители, бабушки и дедушки, надевая на голое тело все равно что, лишь бы прикрыть наготу. Тем более что приобрести, в частности, в довоенные годы, в магазинах, например, лифчик было непросто: промышленное производство работало почему-то исключительно на мужчин, выдавая в изобилии на прилавки широкие темные сатиновые трусы и белые (реже иного цвета) майки, сшитые по образцам солдатского белья времен первой мировой войны. Именно в таком исподнем, судя по выставке в Петропавловке, "щеголяли" наши вожди: трусы и майка первого секретаря Ленинградского обкома Сергея Мироновича Кирова занимает здесь почетное место.
"У меня большая грудь. Вот вы смеетесь, а у меня всегда были из-за этого проблемы. На уроке физкультуры, например, я подвязывала грудь лентой... Потом мы с мамой отправились через весь город к некой тете Любе, которая шила лифчики. Она велела мне раздеться, оглядела со всех сторон, измерила, тяжело почему-то при этом вздыхая... Уже став взрослой, я поехала в командировку за границу. Зашла там в магазин и без каких-либо сложностей купила подходящий бюстгальтер. Это было такое счастье!.."
Это теперь мы посмеиваемся, глядя на массивные (иного слова не подобрать) корсеты, толстые, "с начесом" панталоны. Наши родители выстаивали сумасшедшие очереди, тратя часто последние деньги на то, чтобы достать "нужный размерчик интимного фасона".
Тотальный дефицит приличного белья привел к тому, что наши люди стали сами его шить, копируя западные образцы по не менее дефицитным зарубежным журналам мод. Иные умельцы так умудрялись "сращивать" трусы с чулками, что те легко сходили за "колготки". Последние с гордостью демонстрировались гостям на домашних вечеринках. Серия великолепных фото из семейных архивов петербуржцев - прекрасная к тому иллюстрация.
Мы посмеиваемся, глядя сейчас на образчики советского белья 20-60-х годов, а Жерар Филипп и Ив Монтан, замечательные французские актеры, восхищались им. Настолько, что, побывав в свое время в Москве, накупили там в ГУМе и ЦУМе несколько килограммов женских трусов, рейтузов, поясов и, вернувшись в Париж, устроили выставку. Прошла она, по свидетельству очевидцев, с громким успехом.