Глава МЧС РФ Сергей Шойгу считает, что причинами обрушения крыши в "Трансвааль-парке" 14 февраля стали нарушения при строительстве и неправильная эксплуатация здания. "На мой взгляд, тут были две вещи: ошибки при строительстве и неправильно выстроенная система эксплуатации здания", - заявил Шойгу на пресс-конференции в Москве во вторник. Однако глава МЧС подчеркивает, что его мнение не может быть окончательным.
- Вывод о причинах произошедшего должны сделать эксперты и те, кто расследует это чрезвычайное происшествие, - отметил министр. - Для этого надо провести комплексные экспертизы, еще раз все просчитать, посмотреть, и только потом подводить итоги. Торопиться опасно.
Министр опроверг информацию о том, что причиной обрушения крыши в "Трансвааль-парке" могли стать тектонические подвижки грунта:
- Конструкция аквапарка такова, что крыша и стены составляют единое целое, колонн как таковых там нет. Первый осмотр уже очищенного дна бассейна показал, что там нет трещин, а это в принципе исключает тектоническую причину обрушения купола, - сообщил Шойгу.
Некоторые специалисты считают иначе. В частности, московский геофизик Игорь Яницкий полагает, что один из тектонических разломов столицы как раз находится в районе катастрофы, и причиной трагедии могло стать локальное землетрясение. По мнению ученого, такие стихийные бедствия могут сопровождаться подземными толчками большой силы, но не всегда приводят к появлению трещин на поверхности земли. "К сожалению, тектоническая активность подземных слоев фактически не учитывается при строительстве зданий", - констатирует Игорь Николаевич.
Глава МЧС РФ предложил ужесточить контроль за строящимися объектами, подобными аквапарку. "При возведении такого рода сооружений должны опережающими темпами создаваться системы безопасности и контроля", - отметил Шойгу.
- Обрушение кровли свидетельствует, прежде всего, о ситуации в российском строительном комплексе, - считает доктор технических наук, заслуженный архитектор РФ, академик РАЕН Вадим Заславский. - Бетонные конструкции вроде "Трансвааль-парка" относятся к стандартному технологическому ассортименту советской архитектуры. Десятилетиями в Советском Союзе возводились куполообразные конструкции из напряженного железобетона с пролетами до 100 м для крытых рынков или спортивных залов.
Тому, что генеральный проектировщик предпочел эту старомодную конструкцию, могли быть финансовые причины: проектирование и строительство пришлись на время после экономического коллапса 1998 года. Другой причиной трагедии в "Трансвааль-парке" могло стать ненадлежащее выполнение строительных работ. Строительный бум в Москве при незначительных зарплатах и тяжелых условиях труда привел к тому, что к работам привлекаются малоквалифицированные рабочие, нередко - нелегалы из Таджикистана и Узбекистана.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Владимир ЗАТВОРНИЦКИЙ, заслуженный строитель СССР, Герой Социалистического Труда.
- Сейчас на крупных стройках страны и Москвы, в частности, работает огромное количество приезжих из республик бывшего СССР, а также из Турции. Большинство из них малограмотны. При этом они возводят сложнейшие инженерно-технические сооружения. Работают в 3 смены, по ночам, без всяких проверок. Надо запретить допуск к работе на стройках неподготовленных специалистов. Давно пора заставить работодателей не только обучать рабочих, но и регулярно проводить их переподготовку. На строительных площадках хорошо бы чередовать российских рабочих с иностранными. Наши люди совестливее, да и бежать им некуда. Поэтому они будут следить за качеством.
Дело частично мог бы поправить строгий контроль за качеством строительства. Но и его нет, в чем публично признается руководство Госстроя России. Раньше на объектах вели специальный журнал, в котором записывали, кто и когда вел монтаж той или иной панели. Можно было точно определить, кто, когда и какой сварочный шов варил. Проверяли и качество кирпичной кладки. Потом этот контроль отменили. Спихивают объект заказчику, и виновных не найти. Смотрю по телевизору, как в руках у рабочего рассыпается кусок бетона несущей колонны аквапарка, и диву даюсь - невиданная халтура.