Как известно, самый простой способ добиться успехов — их приписать. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов с телеэкрана заявил, что система школьного образования в России полностью соответствует уровню развитых стран мира.
Мы, конечно, и сами пытались верить в успешность отечественной общеобразовательной системы. Потом, правда, выяснялось, что большинство выходило из любимой школы не слишком грамотными, практически безъязыкими, не всегда отличающими Гоголя от Гегеля. Что для поступления в приличный институт даже претендентам на медаль требовались дополнительные и дорогостоящие занятия с репетиторами. А потом вузовские педагоги с тоской вопрошали нас: «И чему вас только в школе учили?»
Сегодня достаточно заглянуть в интернет, чтобы вслед за Станиславским воскликнуть: «Не верю!» Ибо уже 12 лет в мире действует PISA (Programme for International Student Assessment) — общепризнанный мировым сообществом мониторинг оценки качества образования в школе, раз в три года проводимый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И если в самом первом рейтинге в
Чем они лучше нас? Тем, что не учат голой теории, а связывают ее с реальной практикой. В России этого не было в советские времена, нет и нынче. Эксперты говорят: «Российские школьники знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое генетически модифицированный организм (ГМО). Они неплохо производят вычисления, но легко поддаются на манипуляции со статистикой... Возможно, выпускники российских школ могут легко воспроизвести выученное определение радиации или объяснить, чем РНК-вирус отличается от ДНК-вируса. Но вот такая обыкновенная вещь, как действие антибиотиков, оказывается неразрешимой задачей».
Вывод: если в самое ближайшее время ситуация не изменится, то страна и дальше будет сдавать позиции в образовании, а значит, и во всех других областях. Но, похоже, наш министр думает иначе. И никуда поворачивать «лучшую в мире» школу не намерен...