Главная Культура 00:02 19 Июня 2020 2396
Тайна гибели Есенина

Ее попытается разгадать в своем новом фильме известный режиссер Клим Шипенко

Леонид Павлючик
По словам режиссера, он хотел бы снять фильм уже этой зимой. Фото: АГН Москва, globallookpress.com

В юности он был страстным киноманом. Смотрел фильмы в большом количестве и в ежедневном режиме. В 16 лет по программе обмена уехал учиться в США. Закончил там школу, потом киношколу и вернулся в Россию, где к своим 37 годам успел снять восемь полнометражных картин. Как минимум три из них стали событием в нашем кино. Клим Шипенко дважды лауреат премии «Золотой орел» за фильмы «Салют 7» и «Текст». А комедия «Холоп» стала кассовым хитом, заработав в прокате рекордную сумму три миллиарда рублей. На днях стало известно, что Шипенко собирается снять фильм про последние дни жизни Сергея Есенина. Ясно, что это опять будет резонансное кино. Звоню режиссеру...

— Клим, как пережили самоизоляцию? Она была вам в тягость, в радость?

— Я спокойно пережил самоизоляцию, мне было чем заняться. Я наконец-то смог добраться до самых толстых книг в моей библиотеке. И с удовольствием и пользой для себя их прочитал.

— Поделитесь, что за толстые книги...

— Это фундаментальный политологический труд Михаила Зыгаря «Империя должна умереть» объемом в 800 страниц. И книга Захара Прилепина «Сергей Есенин» из серии ЖЗЛ, в которой более 1000 страниц. Я читаю медленно, вдумчиво, поэтому двух этих книг мне хватило на весь режим самоизоляции. Это не считая, разумеется, текущих забот и обдумывания собственных творческих замыслов.

— Книгу про Есенина, как я понимаю, вы читали не только для образования, но и с прицелом на свой будущий фильм. В каком состоянии находится ваш проект?

— Сценарий давно готов. Я написал его вместе со своим отцом, драматургом Алексеем Шипенко. На днях наш сценарий подан студией Yellow Black and White в Фонд кино для получения господдержки. Параллельно идет поиск партнеров, с которыми можно было бы поднять этот относительно дорогой, с историческим антуражем проект. Если все сложится удачно, то я хотел бы снять фильм уже этой зимой.

— Стало быть, книгу Прилепина вы прочитали после того, как написали сценарий...

— Да, и это ничего не поменяло в моем замысле. Сценарий написан не в стиле документального расследования. Это два совершенно разных жанра: подробная книга из серии ЖЗЛ и некая кинематографическая фантазия на тему последних дней жизни Есенина, попытка, отчасти фантасмагорического толка, погрузиться в смятенное сознание поэта накануне его трагического ухода. Прилепин разбирает разные версии смерти автора «Москвы кабацкой» и «Черного человека», в том числе очень убедительно доказывает версию его самоубийства. В фильме, который я собираюсь снять в жанре триллера, будет главенствовать версия его преднамеренного убийства.

— Говорят, в роли Айседоры Дункан вы хотите снять европейскую или американскую звезду. Уже называлось имя Марион Котийяр...

— Однозначно Айседору Дункан русская актриса играть не будет. Попробуем найти на эту роль европейскую актрису. Но пока конкретной договоренности нет, то какие-либо заявления делать рано.

Сергей Есенин с Айседорой Дункан и ее приемной дочерью Ирмой. Фото: Viktor Gritsuk, Global Look Press

— Есенин сыграет русский актер? Он будет похож на своего персонажа?

— Выбор актера на роль не будет определяться принципом «похож-не похож». Будет некая общая схожесть образа — и все. Но я еще не начинал кастинг, предстоит сложный поиск актерской команды. Решения порой приходят самые неожиданные. Как вы знаете, я работал с сербскими, польскими актерами, не ограничиваю себя ничем и в данном случае.

— Не возникала мысль снять в роли Айседоры Дункан вашу прелестную жену, актрису и режиссера Соню Карпунину, которая ярко дебютировала и как-то исчезла с киногоризонта. Подозреваю, вы, подобно семейному сатрапу, держите ее дома взаперти...

— Спасибо за сатрапа (смеется), но я Соню никоим образом не ограничиваю в ее творческих делах и поисках. Она много пишет в последние годы, но какие-то из ее проектов пока не случились, главным образом, из-за проблем с финансированием. У меня тоже был такой период, когда я не снимал три года. Не потому что не хотел, а потому что не складывалось, так бывает.

Что до вашего предложения, то напомню, что Айседора была старше Есенина на 18 лет, в пору их встречи ей было 44 года. Моя жена все-таки значительно моложе и выглядит, надеюсь, лучше (смеется). Так что на роль Айседоры она точно не подойдет. Но она похожа, даже внешне, на последнюю жену Есенина Софью Толстую. Так что, не исключено, моя Соня в фильме все-таки появится.

— Перейдем к вашим прошлым работам. Вы снимаете на редкость непохожие ленты. «Салют 7» — героическая сага о советских космонавтах, «Холоп» — простецкая, как на мой вкус, народная комедия, «Текст» — остросоциальный триллер о коррупции и полицейском беспределе. Приходилось встречать мнение, что вы мастеровитый режиссер без своего мировоззрения, что вам все равно, что снимать...

Кадр из фильма «Холоп» с сайта kinopoisk.ru

— Я точно знаю, что мне не все равно, что снимать. Например, я не люблю и никогда не буду снимать фильмы ужасов. Это не мое, я их даже не смотрю. Мне не очень нравится сай-фай — откровенная, чистой воды фантастика. Никогда не был фантастоманом, не читал фантастику, не буду снимать на этом материале фильмы. А в остальных жанрах я готов себя пробовать, экспериментировать. Не исключаю, что когда-нибудь сниму фильм о войне.

Главное для меня, чтобы мне понравилась, чтобы меня зацепила история. Придуманная мной или предложенная продюсерами. А в остальном я с удовольствием прыгаю по разным жанрам, темам, стилям. Не осуждаю, но и не совсем понимаю режиссеров, которые всю жизнь работают в одном и том же ключе. Я даже своего любимого режиссера Дэвида Финчера не понимаю, который снимает преимущественно триллеры. Мне это было бы скучно. Сняв успешную комедию «Холоп», я не хочу тут же снимать еще одну комедию. Может, со временем, но не сейчас. После «Салюта» мне предлагали ставить новые фильмы о космосе. Но на тот момент я для себя эту тему исчерпал, зачем вступать в ту же реку еще раз?

Кадр из фильма «Салют 7» с сайта kinopoisk.ru

— Между тем, есть такое утверждение, что настоящий режиссер, как, например, Тарковский, всю жизнь снимает одну большую картину...

— Скажу страшную для кинокритиков вещь, но Тарковский не является моим идеалом и кумиром. Мне куда ближе Стивен Спилберг или Стенли Кубрик, которые работали в разных жанрах и при этом в каждом фильме держали высочайшую творческую планку. А вообще-то круг моих любимых режиссеров — это Франсуа Трюффо, уже упоминавшийся Финчер, Джон Кассаветис, Вуди Аллен, Пол Томас Андерсон...

— В «списке Шипенко» — ни одного советского, российского режиссера. Это что, издержки вашего зарубежного образования?

— У меня нет кумиров в советском и российском кино. Это не значит, что мне не нравятся те или иные фильмы тех или иных режиссеров. Но для того, чтобы назвать режиссера любимым, мне мало у него одной, двух или даже трех замечательных картин. Их должно быть пять-шесть. А с этим уже труднее. Я, например, большой поклонник «Осеннего марафона» Георгия Данелия, но не уверен, что другие его фильмы мне нравятся в такой же степени. А у названных мною выше режиссеров мне нравится большинство их картин.

— У вас есть идеологические, политические пристрастия? Вы либерал, патриот, космополит, человек мира?

— Я и космополит, и патриот. Я люблю путешествовать по разным странам, проникаться культурой разных народов, но это не исключает моей любви к родной стране. У меня, разумеется, есть определенные политические взгляды, но кино не является для меня способом их трансляции. Я работаю не в политическом, а в жанровом кино. А режиссер жанрового кино должен, в первую очередь, обслуживать жанр, а не выражать свои политические взгляды. Тем более, что социальная аналитика — определенно не мой конек. И не предел моих мечтаний. Скажу больше: новый фильм про Джеймса Бонда для меня ценнее, чем вся программа Каннского кинофестиваля.

— Историю про Джеймса Бонда или что-то в подобном роде лучше снимать все-таки в Голливуде. Вы учились в Америке, не было желания остаться там?

— Не было. Через два дня после того, как мне выдали диплом, я уже вылетел в Россию. Поймите: я не эмигрировал в Америку, я поехал туда учиться. И у меня не было задачи зацепиться там во что бы то ни стало. Если бы такая цель у меня была, я бы ее осуществил. На самом деле, у меня в этом плане все просто и логично происходит. Я подсел в юности на американское жанровое кино. Ага, значит, я должен поехать туда учиться. Пока я учился, я написал какое-то количество историй, действие в которых происходило в России. Ага, значит, я должен снимать их в России.

Про Америку у меня в голове за время учебы ни одного фильма не сложилось. Лента о той Америке, в которой я жил, которую я узнал, уже, увы, существовала. Это была «Красота по-американски», снятая ровно в тот год, когда я прилетел в США. Мне к этой замечательной картине добавить было нечего. И я, отучившись в киношколе, с легкой душой и чистым сердцем взял билет на самолет в Москву.

— И что, Голливуд вас не привлекает?

— Почему же. Я надеюсь снять фильм в Голливуде. Но для этого мне вовсе не обязательно там физически находиться. У меня есть свой менеджер в Лос-Анджелесе, он появился там, когда фильм «Салют 7» получил на фестивале в Калифорнии приз зрительских симпатий. Для американцев это стало определенным сигналом. Мы находимся с моим агентом в постоянном контакте, мне даже поступают какие-то предложения. Но мне они не близки, поэтому я их не снимаю. Я все-таки должен влюбиться в историю, чтобы сделать хороший фильм. А плохой и без меня есть кому снять.

— Не все об этом знают, но когда в прошлом году выдвигали фильм от России на «Оскар», то основная битва шла между «Дылдой» Кантемира Балагова и вашим «Текстом». В итоге послали в Голливуд «Дылду». Может, это была ошибка?

— Не стану комментировать решение нашего оскаровского комитета, но если это была ошибка, то в этом году есть возможность ее исправить. «Текст» вышел в прокат в октябре, и фильм вполне вписывается в оскаровский цикл нынешнего года.

Клим Шипенко (справа) с Иваном Янковским и Кристиной Асмус на съемках фильма «Текст»

— Ваши последние фильмы вызывают бурную, но и разноречивую реакцию. В частности, «Холоп» дружно хвалили и сильно ругали. Как вы относитесь к резким критическим оценкам? Вас они не обижают?

— Я не рассчитываю на то, что мои работы должны всем нравиться. Мы все разные, над разным юмором смеемся, над разными фильмами плачем, влюбляемся в разных женщин, а не в одну. Меня, скорее, беспокоило бы равнодушное отношение к моим фильмам. А если вокруг них кипят страсти, значит, в них есть живая жизнь.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11637
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7308
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6991
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6215
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6187
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?