Если верить нашим военным, в эти дни их усилиями появился новый вид спорта – танковый биатлон, и отечественный Т-72Б стал первым в мире танком, на котором прошли международные соревнования в этой категории. Среди зрителей экстремального шоу в подмосковном Алабино оказался и «Труд».
На самом деле идея, можно сказать, просилась в жизнь. Человек бегает – и танк тоже. Человек стреляет – а уж как стреляет танк! И если проводится биатлон среди людей, то почему не попробовать то же самое с участием боевых машин?
Тем не менее поиски прецедентов подобных соревнований не выявили. Так что приоритет, похоже, действительно у российских военных и их партнеров по Организации Договора о коллективной безопасности.
Говорят, генератором идеи стал сам министр обороны РФ Сергей Шойгу. Это он, стремясь повысить престиж и привлекательность военной службы, предложил провести соревнования в мастерстве танковых экипажей сперва в Вооруженных силах России, а потом и с участием союзных с ней стран. Этим летом прошли региональные соревнования в военных округах. Их лидеры соревновались на прошлой неделе в Алабино на известном танковом полигоне. А в субботу 17 августа там же лучший российский экипаж померился силами с экипажами Армении, Белоруссии и Казахстана.
Алабинский полигон – это большое песчано-травяное поле с окружающими перелесками и приличных размеров озером. Как на стадионе или ипподроме, оборудованы трибуны для зрителей, кроме того, на вершине громадного кургана, на 20-метровой высоте, есть смотровая площадка – самое лучшее место обозрения, куда и пригласили журналистов.
Биатлон – очень точное название. Четырем танкам предстояло трижды пройти маршрут длиной 18,3 км и в определенных его точках отстреляться по мишеням – штатным снарядом из пушки и управляемым ракетным снарядом попасть во вражеский танк на расстоянии 2000 метров, а крупнокалиберным пулеметом – в вертолет на расстоянии 900 метров. При допущении промаха назначался дополнительный круг 500 метров. Штраф засчитывался и за некорректное прохождение препятствий: на змейке – по 10 лишних секунд за каждый сбитый столбик, на минном поле – по минуте за наезд на мину, на колейном мосту – 30 секунд за остановку или сваливание с колей. А еще нужно было миновать брод длиной 24 метра и глубиной 1 метр (в том самом озере) без смены передачи и оборотов и без скатывания назад при выезде на берег…
.jpg)
Российский танк на скоростном участке трассы. Фото автора
Все машины, участвовавшие в соревновании, были одинаковы – танк Т-72Б, принятый на вооружение в союзных армиях. Чтобы легче их различать, российский танк покрасили в красный цвет, армянский – в зеленый, белорусский – в желтый и казахстанский – в синий.
Танки проносились на скоростном отрезке прямо перед публикой, уходили на удаленный огневой рубеж, прорывались сквозь взрывы мин, бороздили озеро, поднимая мощный бурун… Каждое попадание в цель или успешное прохождение препятствия отмечалось фонтаном светящихся ракет в этом месте. За находящимися вне прямой видимости этапами соревнования можно было наблюдать, глядя на видеоэкран и слушая голос комментатора (хотя, если честно, экран на громадном поле терялся, а речь комментатора тонула в грохоте моторов и взрывов – эти важные детали стоит учесть при организации следующих соревнований). Точнее всех стрелял российский экипаж – и он занял первое место, несмотря на то, что слегка проигрывал казахстанцам по скорости, но у тех было много выстрелов мимо цели. Итак, у красного танка зачетное время – 26 минут ровно, у синего – на 52 секунды больше. За белорусами осталось третье место (27 минут 41 секунда), а армянская машина финишировала последней (32 минуты 17 секунд). Приз победителям – по машине «Нива» каждому из трех членов экипажа. Впрочем, без награды не оставили никого: всем 12 танкистам из четырех стран лично министр Шойгу вручил медали «За укрепление боевого содружества».

Фигурное вождение танков иногда напоминало фехтование. Фото автора
А еще, в виде дополнительной арт-программы, зрители увидели проезд старинной техники, включая легендарный танк Великой Отечественной войны Т-34, спуск парашютного десанта и, что особенно впечатлило, фигурные маневры четырех танков Т-80 вокруг громадной самоходной гаубицы САУ 1С19 «Мста-С», оглушительно палившей из высоко поднятой пушки, – этакие танцы четырех железных львов вокруг бронированного монстра-слона.
Не слишком ли дорогое развлечение устроили военные, спросит иной читатель. Отвечу: если бы это было просто развлечение, вряд ли бы на него съехались помимо нескольких тысяч зрителей военные специалисты из многих стран – среди публики можно было видеть офицеров в форме США, ФРГ, Индии, Италии, Израиля… Немецкий военный атташе в России Райнер Швальб в беседе с «Трудом» высоко оценил начинание русских коллег, сказав, что это не столько спортивное мероприятие, сколько боевая подготовка. А танки, по его убеждению, на протяжении по крайней мере ближайших 30 лет продолжат играть важную роль в технике боевых действий. Как сообщил директор Института военного и политического анализа Александр Шаравин, ряд военных представителей не исключили, что уже на следующий год в соревнованиях примут участие и их экипажи, – значит, в состязание вступят не только люди, но и различные танки.

Германский военный атташе Райнер Швальб считает танковый биатлон скорее боевыми учениями, чем спортивным соревнованием. Фото автора
Кроме того, всякое соревнование, как тщательно его ни готовь, – это не только гладкое прохождение дистанции, но и нештатные ситуации, которые неизбежно подбрасывает жизнь. Например, у казахстанцев при перезарядке боекомплекта травмировал руку (по некоторым сведениям – сломал) командир экипажа Джанат Онышев, его срочно заменили на запасного Эраста Нурко. А у нашего танка, как признался мне потом наводчик орудия гвардии старший сержант Иван Ревеняла, в самом начале вышла из строя шлемофонная связь, радиоконтакт с командиром стрельбы сохранился только у него, Ивана, и пришлось передавать команды товарищам, едва перекрикивая рев двигателя. А на втором круге вдруг перестала слушаться правая коробка передач (на танке один двигатель, но две коробки – по количеству гусениц), что полностью лишило машину возможности поворачивать налево – все маневры пришлось выполнять только поворотами вправо. «Как такое вышло, ума не приложу, – говорит Иван. – Танк постоянно проверяли, последний раз – сегодня утром. И на практике никогда такой поломки не случалось. Ну, наш механик-водитель Игорь Артемьев – в гражданской жизни деревенский тракторист, так что справился». Зато теперь ребята знают, как в подобной ситуации поступать. А главное – это не помешало им победить.

Один из победителей с памятным призом. Фото автора
Ну и еще один итог прошедшего шоу. Прямо у полигона, рядом с полевыми магазинами, кафе, палатками артистов и прессы, находился шатер, где желающие (и, понятно, имеющие необходимые документы) могли оформить контракт на военную службу. В первый же день соревнований, еще внутренних российских к тому моменту – 14 августа, в контрактники записались 45 зрителей, вдохновленных увиденным. Можно представить, сколькими увлеченными людьми пополнились Вооруженные силы за три последующих дня.
Отдельный вопрос – заменяет ли танковый биатлон повседневные учения? Очевидно, что нет, а тут мы проигрываем многим зарубежным армиям. Например, бундесвер располагает запасом снарядов для стрельб в десятки раз большим, чем мы. Понятно, на подготовку нескольких элитных экипажей для шоу этого хватает, но для поддержания общеармейской боеспособности – вряд ли.
Что, конечно, не отменяет самой идеи танкового шоу.