11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

У ГЕЛЬМАНА СВОИ КРЕМЛЕВСКИЕ ТАЙНЫ

Владимирова Любовь
Опубликовано 01:01 19 Октября 2002г.
Свое новое творение "Профессионалы победы" Александр Гельман доверил не МХАТу и не другому солидному столичному коллективу, а Новому драматическому театру, расположенному на окраине Москвы. На премьеру, состоявшуюся на сцене "Маяковки" (поскольку за кольцевую дорогу никто бы не поехал), собралась вся московская элита, друзья известного драматурга во главе с Михаилом Шатровым. Был приглашен также первый и последний президент Советского Союза Михаил Горбачев, которого публика приветствовала аплодисментами. Собравшихся разбирало любопытство, что на этот раз предложит "прораб перестройки" Гельман, какой он видит нынешнюю жизнь?

Забегая вперед, могу сказать, что тема пьесы оказалась не слишком оригинальна - подобного рода сюжеты мы довольно часто встречали в западном кинематографе, особенно американском. И все-таки Гельман - большой мастер по части лихо закрученной интриги. Речь в его пьесе идет о предвыборной гонке. Ловкие манипуляторы общественным мнением пытаются продвинуть на самый верх Олега Дубова - сына бывшего президента, горького пьяницу. Ему находят двойника Владимира Федюнина, который подменяет его на встречах с избирателями, ибо как две капли воды похож на него. Обе роли исполняет актер МХАТа имени Чехова Борис Щербаков, перевоплощающийся из одного образа в другой и не меняющий при этом своей внешности.
Надо сказать, что прием с двойниками очень часто использовали Гоцци, Гольдони, Шекспир в своих комедиях для создания забавных и парадоксальных ситуаций. Гельман тоже решил применить его в "Профессионалах победы". К сожалению, режиссеру Вячеславу Долгачеву не удалось найти свежие художественные средства для воплощения этой "черной" комедии, а потому и главный интриган Ефим Миндлер, решивший на время выборов подсунуть избирателям другого человека, выглядел всего лишь забавной марионеткой. Лев Дуров, приглашенный на эту роль из театра на Малой Бронной, был настолько обаятелен, так ласково смотрел на "близнеца" будущего президента, так по-отечески журил жену Дубова Машу, наконец-то нашедшую свое женское счастье в постели двойника, что с трудом верилось, будто он способен ликвидировать его после выборов. Впрочем, Ефиму Миндлеру не пришлось обагрять руки кровью невинного музейного работника. Бедный Федюнин, поняв, что его "карта" бита и в лучшем случае ему уготовлено изгнание на чужбину, принимает для себя, а значит, и Дубова, роковое решение - на заключительной пресс-конференции стреляется и таким образом хоронит его заживо, поскольку лицо-то у них одно.
Ничего не скажешь, круто замешано, только почему-то мне все время казалось, что артисты играют не пародию на политический театр, а нечто среднее между детективом и слезливой мелодрамой. Непонятно было и другое: зачем драматургу понадобилось переносить действие в 2017 год? Разве только затем, чтобы лишний раз подчеркнуть "прогрессирующее" падение нравов в обществе через 15 лет, где опять же мало кого волнует судьба России, а война между политическими кланами становится еще более жестокой? Ну что ж, это право автора, и если театр берется за постановку столь необычной пьесы, то спектакль должен выглядеть убедительно, быть едким, острым...
Действие в спектакле начинается в телестудии, где на большом экране появляется отвратительная физиономия нетрезвого Дубова, наблюдающего, как его двойник дает интервью ведущей. Впоследствии выясняется, что сценарий этой беседы был подготовлен заранее, и каждый в нем знал свою роль: кандидат в президенты изображал из себя жертву наговора, а прогрессивная журналистка оказывалась подкупленной. Таким образом, тонкий знаток русской души господин Миндлер все точно рассчитал: многомиллионная телеаудитория проголосовала за того, кто пострадал за правду.
Ночь накануне окончательного подведения итогов выборов, по замыслу автора и режиссера, должна была стать судьбоносной для двойников. Борис Щербаков через каждые десять минут превращается то в Дубова, накачанного виски, не способного принять вертикальное положение и надеть штаны, то в загнанного, испуганного Федюнина, умоляющего на коленях жену Дубова спасти его. Все это выглядит забавно, но не более того. Вот я и подумала, как бы выиграл спектакль, если бы консультантом режиссера согласился стать, скажем, сидящий в зале Михаил Сергеевич Горбачев... Шучу, конечно, но, как мне показалось, ни один из участников спектакля и не пытался представить, каково все-таки приходится человеку, который знает, что завтра он проснется президентом. Очень трудно на сцене достигнуть уровня великого лицедейства в реальном политическом театре.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников