08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАЯ ЛЕБЕДЕЙ ЭПОХИ НЕОЛИТА

Цыганкова Светлана
Опубликовано 01:01 19 Ноября 2005г.
Эта лебединая стая кажется вполне обычной. Длинные изогнутые шеи у птиц, изящная осанка. Вот только рисунок - на камне, и автор его неизвестный художник эпохи неолита. Научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук, кандидат исторических наук Надежда Лобанова сделала научное открытие, которое ставит под сомнение прежнюю интерпретацию древних наскальных "картин" - петроглифов.

Буквально до сегодняшнего дня существовала такая точка зрения: сначала на скалах появились большие рисунки, они самые ранние. Все остальное возникло позже, размерами поменьше, в зависимости от того, оставалось ли место. Гипотеза укоренилось в науке. Считалось, что с этих "картин" начиналось искусство. Эволюция петроглифов Карелии представлялась так: сначала появились деревянные идолы, потом - их проекция на скале, затем - мелкие рисунки. Археологи полностью доверяли авторитету первооткрывателя петроглифов - Владислава Равдоникаса. Исследователи шли по его стопам. Приходили на старое место, брали каталог и по нему работали. По инерции сначала действовала и Лобанова, когда в начале нынешней осени специалисты из Кембриджского университета, создающие виртуальный музей наскального искусства, попросили ее обозначить мелом хорошо знакомые очертания петроглифов в районе местечка Залавруга. С помощью современной электронной аппаратуры предполагалось их сканировать. Надежда решила применить так называемый норвежский метод. Суть его довольно проста. Укрывшись очень широкой черной светонепроницаемой пленкой, постепенно приподнимаешь один край, свет падает на часть скалы, и хорошо видны очертания петроглифа. Лобанова старалась обводить строго по каталогу. Но мешал нудный, моросящий дождь, и она отложила книгу, описывающую рисунки. Обозначала все подряд.
- Когда стала сравнивать с каталогом, увидела, что фигур слишком много, - рассказывает Лобанова. - Пустые - по каталогу - пространства оказались заполненными. Около известных фигур, например, четырехметровых оленей, считавшихся началом истории наскального искусства в Карелии, оказались другие изображения.
Эти рисунки хуже сохранились, при обычном освещении практически не видны. Выше спины левого оленя проявилась лодка, которой в каталоге нет. Раньше таких ученые не находили.
- Внутри как бы с четырьмя окошками, - говорит Лобанова. - Не долбленка, а, возможно, каркасная, сделанная из веток и обшитая шкурами. У Владислава Равдоникаса не было найдено ни одной сцены охоты и ни одной белухи. А здесь таких сюжетов много - более раннего периода. В конечном счете их оказалось около 300. Это в корне меняет наше представление о ходе заполнения петроглифов. Невозможно теперь утверждать, что крупные рисунки появились раньше, чем мелкие. Все наоборот. Сейчас можно выделить три сюжетные линии: морская охота на белуху, лыжники, тема животных. Скала заполнялась последовательно. Известный исследователь петроглифов Александр Линевский считал, что на одном из рисунков изображена шкура животного. Выяснилось, что это - морское животное с вонзившимся в спину гарпуном, пущенным из лодки.
- Насколько раньше появились обнаруженные рисунки?
- Их могли разделять 50 лет, а могли и 100 и 200. В археологии это просто миг. Когда я говорю, что они разновременные, не имею в виду, что это разные народы и разные цивилизации. Это одна культура. Могло что-то меняться. Происходили передвижения населения, появлялись новые группы. Но серьезных изменений не происходило. Петроглифы относятся к эпохе неолита. Она довольно протяженная. Самые ранние рисунки - начало четвертого тысячелетия до нашей эры, самые поздние - конец четвертого, начало третьего тысячелетия. 700 - 800 лет разделяли ранние петроглифы и поздние.
Петроглифы на Залавруге относятся к завершающему этапу наскального искусства. Прервана эта традиция, как считает археолог, природными катаклизмами. Скорее всего, произошел резкий подъем воды. Что-то случилось. На некоторых скалах рисунки будто сточены. Сохранились расположенные дальше от водоемов, на возвышенностях.
- А чем можно объяснить появление более крупных наскальных рисунков там, где были мелкие?
- Случаи "перекрывания" одних фигур другими в мире существуют. Но, как правило, они связаны с тем, что приходил другой народ, который не считался с предыдущими святынями. У нас такое отмечалось крайне редко. Поэтому остается загадкой, почему люди пришли на эту скалу, которую почитали другие, и допустили кощунство - выбили поверх петроглифов гигантских животных. Что они хотели этим сказать?
Теперь Надежда Лобанова собирается тщательно проверить норвежским методом и другие скалы с изученными петроглифами. Кое-что уже удалось найти. Раньше был, например, виден только нос лодки и пять человек, теперь лодка открылась во всей красе, а в ней - 12 охотников. "Изменилось" и другое изображение, которое в каталоге описано как крест. Рядом - сексуальная сцена. Ну, никак не вязалась она с крестом. А когда посмотрели внимательнее, под пленкой, оказалось, что крест - на самом деле большая лодка. А еще на обнаруженных рисунках Лобанова увидела новую деталь - спираль, которая соединяется с ногой оленя. Что она означает?
- Есть точка зрения, будто петроглифоведение в кризисе, в тупике, - сказала корреспонденту "Труда" Надежда Лобанова. - Считалось, что основная масса открытий уже сделана, памятники описаны и интерпретированы. А сейчас выясняется, что прежде чем интерпретировать, надо изучить все как следует и даже пересмотреть старые образцы наскального искусства.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников