Впервые за почти 230 лет существования лондонская "Таймс" сменила свой формат и параллельно с большой газетой (величиной с ежедневный выпуск "Труда") стала издавать "толстушку" половинного размера.
Для консервативной Англии преображение "Таймс" - событие сейсмического характера. Читатель в растерянности. "Таймс" - такой же знаковый символ английской истории, как Биг Бен, черные котелки или красные двухэтажные автобусы. С 1775 года она без устали информирует англоязычный мир обо всем, что происходит в Британии и вокруг нее. На ее страницах печатались Чарльз Диккенс, Оскар Уайльд, Уинстон Черчилль. И всегда "Таймс" приходила к читателю на сложенных вдвое больших листах бумаги. А тут вдруг таблоид... Вдобавок ко всему само это слово, обозначающее малый формат А3, в Британии ассоциируется с газетами из разряда "желтой прессы".
Тем не менее в соседнем с корпунктом "Труда" киоске новый вариант газеты продается довольно бойко. О причинах неожиданной трансформации "Таймс" наш лондонский корреспондент беседует с редактором газеты Робертом Томсоном.
- Видимо, доводы в пользу уменьшения размера перевесили приверженность традиции?
- Самый главный довод - удобство для читателя. Такую газету можно без ущерба для окружающих развернуть в метро, электричке, общественном месте, даже сидя дома в кресле.
- Не связано ли ваше решение с тем, что в последнее время снизился объем продаж газеты?
- Мы живем во времена жесткой конкуренции в печатном мире. Поэтому надо делать все, чтобы упростить читателю доступ к высококачественным материалам.
- Как же отреагировали ваши читатели?
- Позитивно. Объем продаж возрос, но окончательные выводы делать, наверное, рано.
- А чем вы вообще объясняете некоторое снижение читательского интереса к большой газете?
- Тут скорее надо говорить об игре чисел, нежели о снижении интереса. Мы просто уточнили ситуацию в нескольких "черных пятнах". Например, в вопросе о том, сколько экземпляров газеты продается за рубежом. Другой пример - распространение на борту самолетов, на различных мероприятиях. Цифры, которыми мы обладаем теперь, надежнее и точнее. Но есть, конечно, и экономическая составляющая. Стоимость газеты повысилась с 35 до 50 пенсов. Это чувствительная прибавка.
- Без роста цены обойтись было невозможно?
- Хорошая, качественная журналистика - дорогой продукт. Знаете, Интернет и бесплатное телевидение породили у многих людей иллюзию, что информация ничего не стоит. На самом деле выбор темы, сбор и анализ фактов, создание профессионального текста требуют времени, мастерства, таланта, а значит, и немалых средств. Это касается и местной тематики, и особенно зарубежной. Скажем, содержание собственных корреспондентов за границей - дело дорогое, но современная газета не может считаться серьезной и независимой, если оказывается не в состоянии держать своих опытных журналистов в таких важных точках, как Вашингтон, Москва, Токио. Читатели знают, что они могут полагаться на факты и комментарии наших корреспондентов, доверять их интерпретации событий. Именно наши постоянные авторы создают и поддерживают высокий авторитет "Таймс" среди читателей.
- Считаете, что компактный размер - это будущее печатной прессы? Примеру "Таймс" последуют и ваши конкуренты: "Дейли телеграф", "Гардиан"?
- Очень трудно сказать. Во всяком случае преимущества компакта очевидны. На этот размер перешли уже такие уважаемые издания, как парижская "Монд" и испанская "Эль Паис". Что касается других лондонских газет, то их переход на малый формат не исключен, хотя вовсе не обязателен.