Не надо Ла-Ла

«Ла-Ла Ленд» грешит довольно поверхностной (даже для мюзикла) драматургией. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Ла-Ла Ленд», который считается одним из главных претендентов на «Оскара»


У этого фильма непростая судьба. Он не произвел фурора на фестивале в Венеции, где был отмечен лишь призом за лучшую женскую роль, но затем неплохо стартовал в прокате. Мюзиклы — некогда коронный жанр Голливуда — сегодня на экранах редкость. Возможно, тоской по забытому жанру и объясняется тот факт, что при бюджете в 30 млн долларов фильм собрал в США вдвое больше. На днях на «Ла-Ла Ленд» обрушилось аж семь «Золотых глобусов», и это заново подогрело интерес публики к фильму, который за последний уик-энд заработал в США еще порядка 15 млн. У нас таких сборов ожидать не приходится, но предоскаровская лихорадка делает свое дело. Я смотрел фильм в огромном зале Киноцентра, который был заполнен до отказа. Правда, ожидаемых аплодисментов по окончании сеанса я не услышал...

В социальных сетях мнения первых зрителей разошлись, что вообще-то нормально: единодушие бывает только на кладбище. Догадываюсь, что я не самый мудрый человек на свете, но, подобно находчивому ребе из анекдота, могу понять и, как мне кажется, примирить разные точки зрения на этот дискуссионный фильм.

Да, я понимаю людей, которые недоумевают от внезапного успеха нового мюзикла. Конечно же, ни в какое сравнение с шедеврами Боба Фосса («Кабаре», «Весь этот джаз»), или Роберта Уайза («Вестсайдская история»), или Жака Деми («Шербурские зонтики») фильм с безмятежно-сладким названием «Ла-Ла Ленд» не идет. Да и относительно недавний остросоциальный и яркий, размашистый и едкий мюзикл «Чикаго» дает фильму Дэмьена Шазелла изрядную фору.

Во-первых, оно же и в главных, «Ла-Ла Ленд» грешит довольно поверхностной (даже для мюзикла) драматургией. История любви одержимой кинематографом старлетки, которая между прослушиваниями подает в кафе сэндвичи кинозвездам, и фанатичного джазового музыканта, вынужденного играть попсу в ресторанах, слишком банальна, чтобы можно было всерьез сопереживать героям. Ясно, что профессиональная карьера, требующая от артистов «полной гибели всерьез», поставит их отношения на грань разрыва, что в финале с неизбежностью и произойдет.

Во-вторых, в фильме приятный, но не очень, на мой вкус, яркий музыкальный материал. Не думаю, что мелодии, сочиненные Джастином Гурвицем, разлетятся по свету. Этого уже не произошло — иначе со времен прошлогоднего Венецианского фестиваля они звучали бы из всех окон. Но пока из них звучат другие песни.

Наконец, меня разочаровал актер Райан Гослинг — довольно пластичный, но на крупных планах играющий с твердокаменным усердием Сильвестра Сталлоне, у которого, как известно, парализована половина лица. Гослинг, насколько я знаю, этой проблемой не отягощен, но в психологических сценах он временами превращается на экране в подобие замороженного судака, что особенно заметно на фоне живого, подвижного как ртуть лица его партнерши Эммы Стоун.

Но поскольку я претендую на лавры мудрого ребе, то я должен понять и тех, кому фильм нравится. Кто настаивает на том, что «Ла-Ла Ленд» легко смотрится. Что массовая сцена горячего танца в прологе фильма напоминает Большой Голливуд времен расцвета мюзикла. Что мир кино, джаза, всего этого магического творческого закулисья, явленный на экране, — уже само по себе приятный бонус. Что глянцевые виды Лос-Анджелеса, стильные машины, яркие одежды, да и весь чистенький, вылизанный антураж фильма хорошо воспринимается на фоне заснеженной Москвы. Что от очаровательно некрасивой Эммы Стоун нельзя оторвать глаз, как от Джульетты Мазины в «Ночах Кабирии». Что, наконец, «Ла-Ла Ленд» — это просто демократичное и при этом качественное развлечение, от которого не стоит ждать психологических, социальных или любых других глубин.

Все это я хорошо понимаю. Не понимаю только одного: как милая, приятная, отчасти стилизаторски-ностальгическая, отчасти, увы, просто старомодная музыкальная лента, притворяющаяся полноценным мюзиклом, смогла завоевать сразу семь «Золотых глобусов» и считается нынче едва ли не главным претендентом на «Оскара»? Предыдущий фильм Дэмьена Шазелла «Одержимость», который не вызвал такого ажиотажа, хотя и получил три «Оскара», был на порядок гуще по концентрации психологической правды, по выразительности актерской игры, по музыкальному драйву. Я оценил его для себя в свое время в 10 баллов из 10 возможных. А здесь я могу поставить только семь, ну, от силы восемь баллов. И это все, что я имею вам сказать о фильме с игриво-легкомысленным названием «Ла-Ла Ленд», который свое название, в общем и целом, оправдывает.

P.S. 24 января в Лос-Анджелесе будут объявлены номинанты на «Оскара». И если фильм «Ла-Ла Ленд» возглавит списки, то для меня это будет знак, что американское кино переживает сегодня не лучшие времена. Но не будем, впрочем, печалиться о судьбе Голливуда. А будем болеть за фильм Андрея Кончаловского «Рай», который может оказаться в пятерке лидеров мирового кино в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Я подробно писал о «Рае» в «Труде» от 16 декабря. Но достоин ли наш фильм «Оскара», вы можете судить и сами: вчера «Рай» вышел в российский прокат.

 

Л.П. 21 Января 2017, 22:29
Евгения. Никакого "духа поколения" в фильме я не почувствовал. Это чисто романтическая история, сознательно вынутая из контекста поколенческих размышлений. Что касается ваших предположений, что режиссер сознательно не дотягивает до высоких образцов мюзикла. сознательно упрощает и опрощает свой киноязык, то с этим могу согласиться.
Л.П. 21 Января 2017, 22:23
ZLOYVARG. Музыка мне не показалась не только лучшей, но даже выразительной, за исключением одной-двух мелодий. И потом, в фильме нет того, что именуется музыкальной драматургией, которая ведет действие, формирует смыслы. А вершины жанра я в своей рецензии назвал.
Евгения 21 Января 2017, 17:21
При всем уважении к позиции автора - существует категория зрителей, о которой Вы не упомянули. Которыми поверхностность и "недотягиваемость" фильма до классических образцов воспринимается как сознательный режиссерский ход, равно как и неоднозначность финала. "Ла-Ла Ленд" можно воспринимать как пустышку, а можно как мениппею, которая довольно цинично и честно передает дух поколения, к которому относятся и герои, и режиссер. С этой точки зрения даже отсутствие эмоций у Гослинга выглядит объяснимо. Разные вариации именно такой оценки настолько часто встречаются в критике и у зрителей, что явно заслуживают внимания да и Оскары+Глобусы становятся объяснимы. Фильм о мечте об успехе, в котором и мечта, и успех оказываются как "очаровательно некрасивая" Стоун, то есть не дотягивают до идеалов прежних времен, до которых просто невозможно дотянуться.
ZLOYVARG 20 Января 2017, 18:28
Это лучше " Поющих под дождем". При схожести сюжета, " Ла Ла Ленд" более жизненный, в нем эмоции тесно связаны с реальностью, " Поющие" - это утопическая история, к сожалению, не выдерживающая критики жизни. " Вестсайдская история"- это адаптация Шекспира в Нью-Йорке семидесятых. Драматургия театра там сильна, но есть ли в ней серьезная драматургия кино? Сложно сказать. Мне совершенно непонятно, что для вас вершина жанра мюзикла? Ведь здесь лучшая музыка, которая очень органична в повествовании, эмоциональна и неразрывна. Такой связи нет негде, поэтому удивительно, что фильм не зацепил вас. Очень жаль.
Л.П. 20 Января 2017, 10:38
Мне - мало. Хочется все-таки еще и высокого искусства. Есть же образцы и вершины жанра, часть из которых я назвал в статье. Фильм "Ла-Ла Ленд" ориентируется на них, но не дотягивается.

Общественная палата предложила заменить смертную казнь «пожизненной изоляцией преступников от мира». Как вы относитесь к такой идее?