- Как жаль, что мы уже не самая читающая страна! - тревожились еще недавно.
- Хороший симптом: у нас стали больше читать! - услышал я на днях.
И в той, и в другой фразе пропущено, на мой взгляд, нечто существенное. Неужели так важно, сколько читают люди, а не то, что именно они читают?
Вопрос вовсе не простой. Я задавал его как-то одному известному интеллектуалу. И он ответил так:
- Замечательно, если бы наши граждане читали только лучшую литературу. Но все-таки и само по себе чтение я считаю благом. Пусть даже чтение чего угодно. Ведь уже сам процесс преобразования в голове печатных строчек в образы и мысли повышает уровень человека. Да и качество общества, если становится процессом массовым.
Возможно, он прав. Однако мне по-прежнему кажется, что лучше уж совсем ничего не читать, чем читать какую-нибудь чушь.
Вдруг вспомнил об этом, когда знакомился с судебной историей. В одном из районных судов столицы слушали дело о квартирной тяжбе между 80-летней прихожанкой сектантской церкви и пастором этой церкви. Вступив в секту, пожилая женщина пожаловалась своим единоверцам на то, что гипертония и отсутствие близких родственников осложняют ее жизнь. Тут же словом и делом ей вызвался помочь пастор, который не так давно прибыл в Москву из другого города вместе с женой и тремя детьми. Он предложил убирать квартиру пенсионерки, ухаживать за ней, а затем и позаботиться о ее похоронах, за что она должна прописать у себя всю его семью и заключить с ним договор пожизненной ренты. Женщина, конечно, растрогалась, но все-таки заметила, что после того, как она пропишет в коммунальной квартире еще пять человек, из которых двое работают, то потеряет право на государственную субсидию, а размер квартплаты возрастет. Пастор объяснил, что это не беда, поскольку он сам будет оплачивать увеличившиеся расходы. Прихожанка тут же дала согласие на заключение договора и предоставила своему пастору доверенность на право распоряжаться ее денежными сбережениями на счете в банке, сохраняемыми для похорон. Вскоре она подписала соответствующий, как ей объяснили, пакет документов.
А вот после этого пастор неожиданно сообщил, что ухаживать за престарелой прихожанкой ему недосуг, так как очень занят на службе, жена же и с детьми-то еле управляется. Еще более неприятную новость бедная женщина узнала от работников муниципальных служб. Оказывается, подписанные ей бумаги были договором купли-продажи комнаты и распиской о получении ею от заботливого пастора шестисот сорока пяти тысяч рублей в уплату. Проверив свой счет в банке, озадаченная прихожанка узнала, что находившиеся на нем двадцать шесть тысяч рублей по предоставленной ею доверенности сняты, а сам счет закрыт. Вот тогда-то она и обратилась в суд. Договор о купле-продаже удалось расторгнуть. Однако выписать пастора никак не удается. Он отбыл в длительную заграничную командировку. Его коллеги по секте настойчиво убеждают прихожанку примириться и отозвать свои претензии. А она продолжает платить за всю семью пастора, не может получать субсидию на муниципальные платежи, в том числе для оплаты приходящей на дом медсестры.
История, к сожалению, не уникальная. Многие люди, попадающие в секты, становятся жертвами не только в духовном, но и в материальном смысле. Что же с ними происходит? Почему не учит их чужой горький опыт?
Замечено, что среди новообращенных сектантов практически нет тех, кто был воспитан в традиционной религии. В основном, это люди из атеистических семей.
Но человек, каким бы атеистом он себя ни считал, так устроен, что душа его тянется к вере. Впрочем, он может и наличие самой души отрицать, даже если она у него болит время от времени. Так вот, место для веры в каждой душе, убежден, есть. И оно все равно будет занято. Истиной или подделкой. А ущерб от подмены может быть велик и непоправим. Не столько, конечно, материальный, который можно и в суде возместить. Разрушение самой души, личности - вот какой бывает цена. И не правы те, кто считают, что главное, чтобы человек верил, а во что - это уже второй вопрос.
Нет, что ни говорите, а книжки для чтения должны быть только хорошие. И вера для души - истинная. Иначе один вред.