Новости
Главная Жизнь 00:13 20 Марта 2013 172
Арктическим нефтяникам придется бороться с айсбергами

За природными богатствами придется нырять под арктический лед

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург

Скрытые на дне Ледовитого океана богатства давно манят человечество. Считается, что крупные углеводородные месторождения в традиционных местах добычи на суше через 10-15 лет истощатся, объемы добычи нефти и газа начнут падать — вот тут и скажут свое слово арктические шельфы.

Не случайно такие страны, как Норвегия, США, Канада, Дания и даже далекий Китай, заметно активизировались в высоких широтах, ведут интенсивное изучение морских просторов, примыкающих к Северному полярному кругу. А что же Россия? Каковы ее перспективы в этом регионе? Что вообще представляют собой арктические шельфы, которым предназначено стать резервным фондом — только не валютным, а фондом углеводородных месторождений? Об этом мы говорили с заместителем директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института, кандидатом физико-математических наук Александром Даниловым.

— Шельф — это подводная окраина материков, примыкающая к арктическим берегам, включая острова России, Канады, США, датской Гренландии и Норвегии, — рассказывает Александр Данилов. — В глубину он может достигать 500-1500 метров и более, а в ширину — до 1500 км. Значительная часть шельфа попадает в экономические зоны пяти стран, но существуют участки и вне этих зон. Согласно Конвенции ООН по морскому праву прибрежным государствам предоставляется право контроля над континентальным шельфом, граница которого выходит за 200-мильную зону. Для этого государство должно представить научные доказательства внешней границы шельфа. Россия заинтересована в акватории площадью 1,2 млн км2, которая выходит за пределы ее экономической зоны, для чего в последние годы провела несколько масштабных экспедиций по сбору необходимых данных. Вообще исследование нефтегазовых запасов российского арктического шельфа началось в 1970-е годы. Тогда же были созданы специализированные организации, геофизические научные суда, плавучие морские платформы для разведочного бурения, основными районами работ которых стали Баренцево и Карское моря. В 1990-е освоение шельфа затормозилось, но с началом 2000-х вновь активизировалось.

— Пришло понимание, что овчинка стоит выделки?

— И еще как стоит! Суммарные углеводородные ресурсы арктического шельфа России, который занимает значительную часть акваторий Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского, Чукотского морей и моря Лаптевых, оцениваются в 100 млрд тонн условного топлива, из которых около 80% — это газ.

— Скажите, в высоких широтах уже работают добытчики?

— Арктика давно вызывает повышенный исследовательский и политический интерес разных стран, но по большому счету ее ресурсы пока не используются. Сейчас в высоких широтах практически никто ничего не добывает. Первая морская нефть, которая может быть там добыта уже в этом году, находится на российском месторождении, где готовится к работе платформа. Глубина моря — 25-30 метров, что сегодня вполне реально для освоения. Но на отдельных участках Баренцева моря глубина достигает километра, и там добыча будет происходить только через десятилетия. В планах разработка Долгинского месторождения, а также Северо-Каменномысского и Каменномыское-море в Обской губе. Амбициозные планы «Роснефти» распространяются практически на все наши арктические моря — от Баренцева до Чукотского.

— И везде придется заниматься добычей в экстремальных условиях?

— Да, климат суровый: полярная ночь, низкие температуры, штормовые ветра. До девяти месяцев шельфы покрыты дрейфующими льдами и неподвижным припайным льдом, толщина которого приближается к 2 метрам. Айсберги, множество торосов, сильные ледовые сжатия. Все это создает очень серьезные препятствия для добычи и транспортировки нефти и газа. Но такие условия характерны для высоких широт. Пожалуй, чуть больше повезло Норвегии, чей континентальный шельф обогревает северная Атлантика.

— У нас с соседями был спор по поводу шельфа Баренцева моря...

— Это позади. В 2009 году Россия и Норвегия договорились о разграничении спорных акваторий, согласовав условия рыболовства и использования нефти и газа в так называемой серой зоне. Безусловно, добыча углеводородов в этом районе более безопасна по сравнению с условиями Карского моря. Там все сооружения, от платформ до терминалов и трубопроводов, должны иметь двойной запас прочности, чтобы выдержать давление льдов и волнение моря. К примеру, требуется применять специальную сталь, способную выдержать экстремально низкие температуры.

— А что делать с айсбергами?

— В 2003 году экспедиция нашего института изучала ледовую обстановку в районе Штокмановского газоконденсатного месторождения и обнаружила огромный айсберг весом 3,7 млн тонн. Никакое сооружение не способно жестко противостоять такому гиганту. Поэтому проектировщики вместо намертво стоящей на якоре платформы предложили использовать большое, как мы говорим, заякоренное судно-платформу. В случае необходимости можно отойти в сторону и избежать столкновения. Плюс потребуется создать систему наблюдения и прогнозирования движения айсбергов, держать наготове суда, которые могут отвести ледовые глыбы с опасных для сооружений траекторий.

— Это все дополнительные расходы, и немаленькие.

— При нынешних ценах на углеводороды такие проекты вполне рентабельны, а с учетом растущего спроса на энергоносители будут рентабельны вдвойне.

— Природа Арктики особенно ранима. Как ее сохранить?

— Самое главное — не допустить разлива нефти. Для чистой воды технологии ликвидации отработаны, но в полярных условиях все значительно сложнее: лед затрудняет сбор нефти, мешает использовать химические вещества для ее нейтрализации. Это масштабная проблема для Арктики, и в ее решении заинтересованы все государства. В этой сфере необходимы сотрудничество, универсальные стандарты и, может быть, создание международных сил и средств реагирования. Канада с этого года председательствует в Арктическом совете и уже предложила считать приоритетной экологическую проблему разработки месторождений. Арктические экосистемы действительно очень уязвимы, долго восстанавливаются. Очень важно сделать все для их защиты в районах добычи и транспортировки углеводородов. Поэтому на первом этапе самая важная задача ученых, в том числе нашего института, — это помочь совместить безопасность и экономику. Например, на Приразломном месторождении мы количественно определили, что представляет собой лед, с какой скоростью, в каком направлении движутся ледяные поля. По Штокмановскому месторождению, освоением которого занимается «Газпром», сбор информации уже завершен, сформулированы рекомендации. Например, при эксплуатации потребуется управлять ледовой обстановкой, отслеживать передвижение айсбергов и где-то их разрушать, отводить и т. д.

— Желающих добывать нефть и газ в российской Арктике много, но приоритет отдан государственным компаниям.

— Да, прямой доступ имеют «Роснефть» и «Газпром». Можно сказать, ключ от природных кладовых арктического шельфа в их руках. Только через эти госкомпании на месторождения могут приходить другие партнеры, в том числе частные и зарубежные. Такой подход обеспечивает жесткий контроль за освоением арктических месторождений. Это нормально, поскольку природные богатства принадлежат государству, и именно оно в конечном счете отвечает за сохранность и безопасность окружающей среды. На шельф должны приходить опытные, крупные компании с хорошей репутацией. Именно так сегодня происходит. ОАО «Роснефть» для освоения нефтяных месторождений в Карском море привлекло американскую компанию ExxonMobil. У России большой опыт освоения Арктики, в том числе по использованию Северного морского пути. Строятся новые ледоколы, транспортные суда для перевозки нефти, сжиженного природного газа. Предстоит подготовить квалифицированных специалистов, способных проектировать, строить и эксплуатировать сложные сооружения в арктических условиях. Это все масштабные, амбициозные задачи, которые по силам решать только государству.

На полях

В конце февраля президент Владимир Путин утвердил стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. В документе обозначены основные проблемы российского Севера и пути их решения. Особое внимание уделяется освоению ресурсов Арктики, которую предстоит использовать как кладовую углеводородов с учетом того, что традиционные источники нефти и газа постепенно будут исчерпываться.

В частности, составители стратегии ставят задачу «формирования резервного фонда месторождений в Арктической зоне РФ, гарантирующего энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе, в период замещения падающей добычи в районах традиционного освоения после 2020 года». Ожидается дальнейшее освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений углеводородов на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан.

Напомним, что в январе на встрече в Кремле президент Владимир Путин предложил главе «Роснефти» Игорю Сечину увязать реализацию инвестиционной программы по арктическому шельфу с модернизацией экономики, то есть со стимулированием отечественных предприятий, созданием новых производств и рабочих мест в смежных отраслях, развитием науки и технологий. Сегодня в списке техники и оборудования, которые будут необходимы для освоения шельфа, десятки позиций и наименований. И это не просто краны, бульдозеры или скреперы, столь популярные у строительных компаний. В перечне одних судов числится 19 — от сейсморазведочных катеров до гигантских морских стационарных платформ.

«Роснефть» в полном объеме выполняет условия лицензионных соглашений, в том числе в Арктике. В 2012 году компания провела геологоразведочные работы в Печорском и Карском морях. Определена точка бурения первой скважины на структуре «Университетская», где работа начнется в 2014-м — на год раньше первоначальных планов. Компания уже зафрахтовала полупогружную буровую установку и приступила к работам по созданию буровой платформы — на российских верфях с применением передовых международных технологий. Эти работы «Роснефть» проводит совместно со своим стратегическим партнером — компанией ExxonMobil, которая с другими совместными проектами вошла в созданный ранее «Роснефтью» Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок.

 

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 4097
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 4037
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 3974
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 3732
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 3605
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 00:10 / 15 Марта 2024 3560
Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Ирина Смирнова
Труд
Это средство передвижения уже стало поистине стихийным бедствием. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности,...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3436
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

Этот вопрос со всей своей остротой встал после страшной трагедии в «Крокус Сити Холле»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» и ареста предполагаемых террористов, среди которых оказались пятеро граждан Таджикистана, с новой силой вспыхнул вопрос о мигрантах. Наши сограждане называют Россию...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 3140
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Три удара пришлись на мост, играющий важную роль в перевозках западного оружия и техники 

Скриншот видео Минобороны РФ

В Одессе шестой раз за сутки прогремел взрыв. Об очередном ударе по городу сообщают украинские СМИ. Также сообщается об очередном «прилете» по городу Ильичевск Одесской области. Как отмечает «АиФ», первый удар был нанесен...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?