Кипр, а вместе с ним и часть субъектов экономики других государств, по-прежнему пребывают в состоянии тревожной неопределенности. Накануне правительство острова отклонило «конфискационный» законопроект, который разом снимал со счетов всех зарубежных инвесторов по 10 процентов средств в виде налога на депозиты. Теперь очередное слушание по этому делу назначено на четверг: правительству предстоит обсудить проект освобождения от налога депозитов до 20 тысяч евро. Суммы же от 20 до 100 тысяч предлагается облагать 6,75-процентным налогом.
Банки Кипра по-прежнему закрыты. По этому поводу, – отмечают обозреватели, – власти страны пребывают если не в панике, то в подавленном состоянии, отлично понимая, чем грозит государству размораживание системы финансовых учреждений. По словам главы кипрского Центробанка Паникоса Деметриадеса, если налог так и не будет введен, а банки вновь откроются – масштабы бегства денег с острова превысят все мыслимые пределы. Если же налог с депозитов все же будет снят, официальный прогноз утечки капиталов, который дают финансисты, – около 10 % вкладов.
Кипрская десятина: у российских олигархов забирают 10% от суммы вкладов >>
«Всё, что тебя касается, всё, что меня касается…»
Из 68 миллиардов евро депозитной массы, вращающейся в банковской системе Кипра, почти 30 миллиардов имеют российское происхождение. Стоит ли говорить, что кипрский скандал за эти дни очень быстро превратился в кипрско-российский. Доля депозитов Британии, – отмечают финансисты, – на Кипре также велика. Но руководство туманного Альбиона отнеслось к потенциальному решению Кипра весьма флегматично. И на этом фоне реакция России выглядит, с одной стороны, вдвойне жесткой, а с другой стороны – панической. Учитывая, что большая часть выведенных на Кипр средств являются «серыми», их владельцы хорошо понимают, что в случае заморозки денег им будет крайне проблематично защищаться в судах: ведь тогда придется доказывать происхождение средств.
Жириновский облачился в траур по Кипру >>
Тем временем власти острова, «проколовшись» со введением налога, ищут альтернативные пути привлечения средств, чтобы смягчить бушующий в стране финансовый кризис. И в этом плане их взгляд теперь во многом направлен в сторону России, столь сильно зависящей от островных счетов.
Многие воспринимают поездку министра финансов Михалиса Сарриса в Россию как «визит надежды». Киприоты явно предпримут попытку договориться о возможной реструктуризации кредита от РФ (составляющего 2,5 миллиарда евро на 4,5 года), а также предложить России купить некоторые островные активы: это позволит Кипру получить живые деньги. Есть информация, что «Газпромбанк» уже заинтересовался предложением предоставить острову финансовую помощь в обмен на лицензию по добыче природного газа на шельфе.
Если Саррису удастся выгодно договориться с Кремлем, – полагают обозреватели, – Никосия готова отказаться от попыток получить кредит от ЕС. Правда, вероятность, что Россия пойдет Кипру на уступки, по мнению многих экспертов, весьма невелика. Позицию по этому поводу озвучил бывший министр финансов Алексей Кудрин: «Есть элемент неуважения, – сказал он. – Сначала нам говорят, что мы крупнейшие кредиторы и интересанты, а потом – что без вас возьмем ваши деньги».
Денежки любят офшор
Тем не менее, как бы ни развивалась далее ситуация на «острове офшоров», вряд ли происходящее там изменит в лучшую сторону ситуацию с оттоком капиталов из России. За февраль, – сообщил накануне заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач, – из страны утекло около 6 миллиардов долларов, а в январе – от 8 до 10 миллиардов. В целом же, по прогнозам Банка России, за текущий год (при реализации базового сценария и цене нефти в 97 долларов за баррель) – из России может «уехать» минимум 10 миллиардов долларов.
Правда, – отмечает глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, – цифра эта может оказаться и намного больше: до 50 миллиардов. По его словам, большую часть денежного оттока составляют прямые инвестиции российских компаний за границей. И такой «вывоз», по словам Белоусова, власти даже приветствуют, «поскольку сегодня закрепиться на мировых рынках без инвестиций практически невозможно».
Даже если на Кипре действительно введут «антикризисный сбор», – выразил свое мнение в разговоре с журналистами Андрей Клепач, – это вряд ли поможет российским деньгам удержаться на родине. Введение налога – это всего лишь вопрос повышения рисков, – отметил замглавы Минэкономразвития, – а не вопрос бегства капиталов.