Не успел уйти: Астана меняет название

Парламент Казахстана переименует столицу республики в честь Назарбаева, экс-президент хочет задержаться в памяти народа

У столицы Казахстана Астаны будет новое название – Нурсултан. Депутаты верхней и нижней палат парламента республики 20 марта единогласно одобрили соответствующие поправки в Конституцию страны. Накануне свой пост оставил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он правил страной без малого 29 лет.
 
Инициативу о переименовании выдвинул новый руководитель республики, экс-спикер сената Касым-Жомарт Токаев. Он предложил рассмотреть вопрос без референдума, Конституционный совет оказался не против. 
Идею увековечить имя «нашего великого современника – первого президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева» озвучил Токаев. Экс-спикер также наградил уходящего президента знаком «Золотая звезда» и присвоил ему звание «Народный герой». Дочь Назарбаева Даригу Токаев предложил назначить спикером сената. 
 
Астана меняет название уже пятый раз. Нынешнюю столицу республики основали в 1830 году, называлась она тогда Акмолинск. Форпост располагался вблизи казахского поселения Акмол, которое, видимо, и подарило городу название. В марте 1961 года Акмолинск переименовали в Целиноград: район богат целинными землями и зерном. В 1992 году Целиноград окрестили Акмолой. А спустя пять лет столица республики переехала сюда из Алма-Аты. В мае 1998 года город получил название Астана, что в переводе с казахского, собственно, и означает «столица».  
 
Сейчас, после отставки Назарбаева идёт закрепление его статуса как лидера нации, говорит «Труду» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «У него итак официальный титул лидера нации – елбасы. А, уходя с поста, Назарбаев хочет оставить за собой функции арбитра. Мало сохранить управление Совбезом, важно тянуть и за неформальные ниточки. Отсюда и переименование Астаны», - считает эксперт. К бывшим руководителям стран обычно относятся как к истории, забывают. И, в общем, это нормально. Однако Назарбаев стремится переломить эту тенденцию, говорит Макаркин.   
 

Оставить пост красиво

Мирный уход лидера без драм – скорее приятное исключение для авторитарных и жёстких режимов. Будучи главой Казахстана Назарбаев приструнил инакомыслие, руками марионеточных политических институтов снял ограничения на сроки президентства. Но при этом смог завершить карьеру, так сказать, цивилизованно. Насколько это возможно для региона без развитых традиций какого-никакого, а народовластия. Назарбаев остался у руля Совета безопасности, сохранил шефство над правящей партией «Нур Отан». Впрочем, другие руководители постсоветских стран прощались с должностями менее блистательно. Ислам Каримов в Узбекистане и Сапармурат Ниязов в Туркмении ушли на политическую пенсию, что называется, «вперёд ногами». Аскар Акаев сбежал после массовых волнений в Киргизии (похожее стряслось с некогда главой и славянской республики – Виктором Януковичем). Уцепиться за власть не удалось Сержу Саргсяну: армянского лидера, ловко сменившего президентское кресло на премьерское, смело народное недовольство. Президент Азербайджана Гейдар Алиев отдал власть по принципу крови – своему сыну. 
 
Перечисленные примеры не особенно вдохновили Назарбаева, и он обратился к опыту китайского реформатора Дэн Сяопина, полагает Алексей Макаркин. Глава Казахстана интересовался и китайской модернизацией экономики, хозяйство республики при Назарбаеве продемонстрировало некоторые успехи, добавил эксперт. Но уход Дэн Сяопина с арены власти был действительно уходом: политик всерьёз готовил почву для смены поколений управленцев. Сяопин был скорее солдатом в рядах коллегиально правящей компартии, чем единоличным правителем. Он не мог бы пожизненно возглавлять Центральный военный совет, а Назарбаев намерен править Совбезом до конца. Опять же, трудно представить, что смена власти в Китае приведет к переименованию Пекина, отметил политолог.   
 
Прецедент Казахстана внимательно изучают в Москве, тут сомнений быть не может. Ведь через пять лет нам всем предстоит решать вопрос транзита власти или, как его ещё называют - проблему 2024 года.