В МВД предложили лишать пьяных водителей транспортного средства. Ведомство уже направило идею в правительство.
Полицейские лоббируют поправки в Административный и Уголовный кодексы. Так, в КоАП силовики хотят включить положение о том, что если пьяный водитель управлял чужой машиной, хозяин техники обязан отнять авто у нарушителя. В случае повторного нарушения машину в пользу государства конфискует уже сотрудник ГАИ. При этом вернуть автомобиль будет невозможно. Эти изменения МВД хочет внести уже в УК.
Ранее на совещании президента и кабмина глава МВД Владимир Колокольцев анонсировал «ряд очень серьезных и жестких предложений, направленных на понижение смертности во время ДТП».
«Необходимо учесть, что в 2018 году практически каждое десятое (9,8%) ДТП произошло с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения. Подавляющее большинство (92,1%) таких водителей являлись виновниками этих ДТП», — приводит РБК аргументы полицейских.
Инициативу МВД можно трактовать как предсказуемую реакцию на национальный проект «Безопасные и качественные автодороги». Он подразумевает снижение числа жертв ДТП к 2024 году.
Немного предыстории
В 2012 году предложение конфисковать технику у пьяных водителей прозвучало от главы ГИБДД Виктора Нилова. Тогда глава комитета по законодательству Павел Крашенинников и некоторые другие депутаты подвергли предложение критике. «Мы водителя и так наказали, семья от него натерпелась, а мы еще и машину отбираем», - цитировал «КоммерсантЪ» депутата.
В 2016 году Минюст предлагал задерживать машину пьяного нарушителя на штрафстоянке пока государству не поступит залог в 30 тысяч рублей.
Кстати, в 2015-2016 годах практиковалась конфискация транспортных средств за повторную езду в пьяном виде (ст. 264 ч. 1 УК РФ). Но Верховный суд постановил, что автомобиль не считается орудием совершения преступления и конфискации не подлежит.
В апреле этого года президент страны Владимир Путин подписал закон, ужесточающий ответственность для водителей, скрывшихся с места ДТП, если пострадали люди. В случае травм, совместимых с жизнью, покинувший место ДТП водитель отправится на принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Альтернатива: лишение свободы до 4 лет с запретом до 3 лет занимать определённые должности. Гибель человека грозит скрывшемуся водителю заключением на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет. Если умерло два человека и более, нарушитель рискует оказаться за решёткой на срок до девяти лет.
А 17 мая Дума в первом чтении приняла законопроект об ужесточении уголовной ответственности за ДТП, если были жертвы и водитель был пьян или под воздействием наркотиков. Так, в случае причинения тяжкого вреда здоровью народные избранники настаивают на увеличении сроков лишения свободы с 4 лет до 7 лет, при гибели человека – с 2 до 12 лет, в случае смерти от двух лиц – с 4-9 до 8-15 лет. Также законопроект ужесточает наказания за подобные преступления на других видах транспорта, включая железнодорожный, воздушный и водный.
МВД, не перегни палку!
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков раскритиковал затею полиции о конфискации транспортного средства. Мера окажется избыточной на фоне свежего законопроекта об ужесточении наказания за уход с места ДТП, считает парламентарий. К тому же готовятся поправки в УК об ужесточении наказания для нетрезвых водителей, по вине которых пострадали или погибли люди, напоминает Лысаков.
Не понятно, как быть с правом собственности на технику: даже если водитель трижды пьян, должно ли, скажем, юрлицо лишаться автомобиля? А за повторное пьяное вождение уже действуют штрафы до 300 тысяч рублей. По словам депутата, это цена половины автопарка в РФ. Чтобы выплатить такой огромный штраф, порой приходится продать машину. Перед нами та же конфискация, только в иной форме, подчеркнул народный избранник.
Неправильно отнимать вещь, не принадлежащую водителю, согласен с Лысаковым адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Нужна общая программа борьбы с пьянством, считает юрист.
С предыдущими ораторами солидарен и партнёр аналитического агентства «Автостат» автоэксперт Игорь Моржаретто. Сегодня существует довольно строгая система наказания за вождение в пьяном виде, сказал он. «Её пытаются ужесточить, хотя действующее законодательство уже достаточно интересно, просто надо уточнить правоприменительную практику. Я бы не хотел, чтобы эта инициатива прошла, не потому, что я поддерживаю пьяных водителей, а потому, что у таких водителей, как правило, своих автомобилей нет», — цитирует эксперта RT.
«Конституционный суд сказал: нельзя смешивать нормы права. Машина – категория гражданского права, а водитель – категория права административного или уголовного. Не может собственник отвечать за действия водителя. Не всегда машину ведёт тот, кто за рулём», - сказал порталу TRUD.RU вице-президент "Движения автомобилистов России" Леонид Ольшанский. Мера гаишников довольно взяткоёмкая, заметил Ольшанский. По его мнению, закон могут принять, но в ходе многочисленных правок он претерпит серьёзные изменения, как это произошло с законом о реновации.
Как борют пьянство за рулём в других странах
В Белоруссии повторное управление техникой в пьяном виде в течение года чревато конфискацией ТС. Это касается даже машин, не принадлежащих водителю. Санкции затрагивают не только белорусов, но и граждан иностранных государств.
Конфискация транспортных средств при повторных нарушениях «сухого закона» за рулём практикуется в США, Финляндии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и некоторых других странах.
На Украине уровень спирта в крови разрешён на уровне 0,2 промилле. Повторное нарушение норм влечёт штраф до 1,2 тысячи долларов и запрет на вождение сроком на два года. «Пьяное» ДТП влечёт лишение свободы на срок от 2 до 15 лет.
В Германии, пожалуй, одни из самых лояльных к водителю правил. Допустимое содержание спирта в крови немецкого водителя – до 0,29 промилле. Местная полиция может отпустить с миром и тех, у кого набралось до 0,49 промилле. Если же нарушитель превысит 0,49 промилле, его ждёт штраф на 500 евро и лишение прав на месяц. Превышение 1,1 промилле чревато лишением прав на полгода и штрафом до 50 тысяч евро. Те, кто остался без водительских удостоверений, обязаны проходить регулярное тестирование на способность управлять ТС, а также наблюдаться у врачей.
Зато в ОАЭ нетрезвый водитель рискует получить тюремный срок до 10 лет или 40 ударов палкой. Если ДТП повлекло смерть по вине пьяного водителя, тому грозит смертная казнь. Конечно, некоторым озлобленным соотечественникам страшно хочется вернуть и в российское законодательство казни и пытки. Но всё же наш менталитет, как ни верти, европейский и совсем не арабский. Даже арабы с их ментальностью, и те, глядишь, смягчают законы. С недавних пор в ОАЭ женщины могут садиться за руль. Но это уже совсем другая история...