В Москве действуют десятки служб ветеринарной помощи на дому. Но среди телефонов и восторженных откликов на сайтах жуликами расставлена масса капканов, куда часто попадают доверчивые горожане со своими захворавшими питомцами. Как же отличить сайт-однодневку от 450 клиник, которые на законных основаниях работают в столице?

Мой кенар Микки явно захандрил: спрятал голову под крыло и продремал весь день. А ведь здоровая птица днем не спит! Центр экстренной ветеринарной помощи в «Яндексе» значился одним из первых. Диспетчер, выслушав наши с Микки жалобы, озвучил цену: 1000 рублей за вызов. Сумма, надо сказать, средняя для Москвы. Мужчина в потертом халате явился быстро. Измерив птице температуру и заглянув в клюв, вынес вердикт: воспаление верхних дыхательных путей. Тут же у него в руках возникли шприц и загадочная ампула. Ни слова не говоря, доктор всадил птичке укол и объявил: «Введен антибиотик широкого действия, с вас 4800 рублей». Не много ли за 15-минутный визит с неясными последствиями? Но парень, получив деньги, уже закрыл за собой дверь...

Ни чека, ни рецепта с названием препарата он не оставил. Кенар мой совсем приуныл. Может, отвезти его в приемный покой? Перезвонила диспетчеру, но та привычно отбарабанила в ответ: офиса у компании нет, юридический адрес фирмы ей не известен, чем могли, тем помогли.

Птица моя осталась жива — благодаря ветврачу Центра реабилитации диких животных Илье Тимерину, к которому я обратилась, когда состояние кенара стало критическим. Илья точно поставил диагноз (синусит) и назначил лечение. Оно включало в себя почасовое кормление и разведение лекарственных препаратов в микроскопических дозах.

Отдышавшись, я прошлась по форумам, где подобные случаи люди описывают будто под копирку. Все они были в шоковом состоянии, торопились спасти любимое животное, обратились в первую попавшуюся в интернете службу вызова. Приехал «доктор Айболит», тут же вколол любимой собаке (кошке, зайке, птичке) непонятно что, содрал немыслимую сумму и исчез. И таких Айболитов действуют целые летучие отряды!

Еще одна популярная услуга, предлагаемая в Сети, — захоронение умершего питомца. И тут наталкиваешься на жутковатые описания. Вот Татьяна пишет: «Наш любимый пес покинул нас ночью. Позвонили в первую клинику, которая стояла в поисковике, а вникать в отзывы на тот момент не было сил. Во что вылилась процедура прощания, страшно вспоминать. На каком-то дачном участке с печкой прямо на улице представители фирмы стали производить кремацию, чадящие форсунки не давали нужной температуры, рабочие подбрасывали в огонь тряпки... Ужас!» Как потом выяснилось, лицензии на предоставление ветеринарных и ритуальных услуг у тех рабочих не было. Ну и кто они после этого, организаторы такого «бизнеса»?

Слово экспертам

Сергей Мендос, гендиректор ветеринарной клиники

— Во-первых, я не рекомендую вызывать ветеринара на дом. Чем хуже вашему любимцу, тем быстрее его нужно везти в стационар. При этом хорошо бы уточнить специализацию учреждения. Скажем, специалистов по собакам, кошкам и грызунам в Москве много, а по птицам — можно пересчитать по пальцам. Даже хороший специалист редко способен в 5 минут поставить правильный диагноз и вылечить одним уколом. Ветеринар проводит полное обследование, выявляет направление лечения. Этот процесс, как правило, растягивается на несколько дней.

Наталия Канаева, юрист

— Помните: настоящие (а не «надутые» в интернете) ветеринарные клиники предоставляют своим клиентам в подтверждение оплаты бланк строгой отчетности. В документе должны быть указаны реквизиты организации.

Если у вас есть претензии, пожаловаться на ветеринарную клинику вы можете в территориальный орган Роспотребнадзора. А вот если животное погибло, будьте готовы к тратам на проведение независимой экспертизы. Без ее результатов невозможно подтвердить претензии в суде.