Как мы уже сообщали, в минувшую пятницу около 4 часов утра шедший из Нижнего Новгорода сухогруз "Каунас" врезался в опору Литейного моста. Хотя Нева широка и глубока, проводка по ней крупных судов - дело чрезвычайно сложное. Очень сильны в реке так называемые свальные (боковые) течения. Скорее всего, и "Каунас" был снесен на мостовую опору свальным течением. Как утверждает капитан судна Игорь Петухов, метров за 200 от моста отказала машина рулевого управления. Перейти на ручное управление времени не хватило. Беда случилась, когда весь экипаж спал. К счастью, все 8 членов экипажа и двое детей, почему-то оказавшихся на судне, были благополучно доставлены буксиром "Шквал" на борт "Бухары" - аналогичного "Каунасу" судна. Никто не пострадал. Шло судно с грузом 2 тысячи тонн листового железа и на борту еще 35 тонн топлива. Емкости с топливом успели наглухо задраить.
Опора Литейного удар выдержала. По мосту как ни в чем не бывало продолжается интенсивное движение городского транспорта. А вот "Каунас" получил пробоину, и спустя полчаса после столкновения затонул. Мощное течение - около двух метров в секунду развернуло сухогруз поперек фарватера. Поскольку судно длиной 100 метров, а ширина разводной части моста много меньше, то "Каунас" стал непроходимой преградой для всех судов, ждущих проводки по Неве. Над водой оказались вершина мачты да окончание радарной антенны.
Что касается сроков возобновления навигации, то начальник управления Петербургского ГО и ЧС Виктор Сафьянов полагает, что при благоприятном течении событий на восстановление движения судов по Неве уйдет как минимум 4-5 дней. А каждый день простоя - это многомиллионные убытки. Если небольшие суда водоизмещением не более полутора тысяч тонн еще могут, сняв мачты и приняв на борт максимальный балласт, попытаться пройти под не разводящимся пролетом моста, то крупнотоннажным судам ничего другого не остается, как ждать. В Петербурге создан штаб для руководства всеми работами по устранению последствий ЧП. Каким образом убрать с пути проходящих по Неве судов так неожиданно возникшую преграду? Это главнейший вопрос, вставший перед специалистами штаба. В субботу было принято решение: срезать с затонувшего судна надстройки. Тогда между корпусом "Каунаса" и поверхностью воды окажется глубина в 5 метров, а этого достаточно для прохода над затонувшим сухогрузом всех судов. Затем начнется разгрузка "Каунаса", потом его попытаются стянуть с фарватера, а затем и поднять. Возможно, корпус придется разрезать.
К месту аварии уже доставлен мощный плавучий кран. Повезло, что он оказался в Неве выше места аварии. Кран, способный поднимать груз весом до 60 тонн, будет использован для разгрузки судна. В работе штаба принимают участие специалисты ЦКБ "Рубин", участвовавшие в транспортировке затонувший АПЛ "Курск". Судя по всему, поднять сухогруз на поверхность будет ничуть не проще. Водолазы, обследовавшие корпус "Каунаса", убедились в том, что топливо хорошо загерметизировано и экологической катастрофы Неве не грозит. В воскресенье начались работы по срезанию рубки с затонувшего судна. Дело пошло не сразу: сначала не удалось установить у основания рубки режущую цепь, затем лопнул трос... Периодически для контроля за ходом операции с затонувшего судна спускались водолазы. В итоге вчера рубку удалось срезать и отбуксировать.
С каждым часом возрастает число судов, ожидающих восстановления навигации. На Неве - катастрофическая навигационная пробка.