17 февраля 2018г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
2
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 56.36   € 70.65
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ, А НЕ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА

Колчанов Рудольф
Опубликовано 01:01 20 Августа 2003г.
Германия нередко представляется иностранцам унитарным государством, видимо, оттого, что на международной арене выглядит государственным монолитом. А в действительности именно эта страна имеет очень давние традиции федерализма. И во времена "железного" Бисмарка, властолюбивых кайзеров, и в демократическом просветлении Веймарской республики Германия оставалась федерацией.

Ныне в ее состав входит 16 земель, которые, однако, трудно сравнить с нашими бывшими союзными республиками или с сегодняшними "субъектами Федерации". Немецкие федеральные земли не делятся по национальному признаку уже потому, что более девяноста процентов населения страны составляют немцы. Они не образованы и по примерно равной численности жителей - в земле Бремен всего около 700 тысяч человек, а в Северном Рейне-Вестфалии насчитывается более 17 миллионов.
Немецкие земли шли к своему положению особых самостоятельных образований эволюционным путем. В одном случае сплочение вырастало из племенных корней, в другом вызывалось приоритетом внешней торговли. Нижняя Саксония с раннего Средневековья была заселена одним из мощных германских племен, сохранившим с поправкой на века это единение. Портовые города Гамбург и Бремен издавна славились как центры мировой торговли. Франция дважды отделяла Саар и дважды возвращала Германии.
У каждой земли своя история консолидации. Несомненный плюс немецкого федерализма в том, что у земель, возникших без насилия, нет территориальных притязаний друг к другу, что служит добрым фундаментом прочности федерации.
На эту объемную и сложную тему я беседовал с Альбрехтом РЕБХАНОМ из земли Гессен, известным специалистом в области государственного права и управления.
- Немецкий федерализм нередко называют "единством в многообразии". Каково соотношение между этими понятиями в действительности?
- Конституция страны четко разграничивает компетенции федерации и земель. Центр решает все важнейшие общегосударственные вопросы. Только бундестаг может принимать законы, касающиеся внешней политики, обороны, охраны границ, по финансам, таможенной службе. Законотворчество земель охватывает сферы культуры и образования, правового регулирования в городах и общинах, полицию, правосудие. Хочу подчеркнуть в то же время, что именно земли реализуют общегосударственные законы. Каждая земля избирает свой парламент на 4-5 лет, принимает конституцию, которая не должна противоречить общегосударственной, формирует правительство, имеет все необходимые исполнительные структуры. Земли через своих депутатов в бундестаге влияют на федеральное законодательство. Но в еще большей мере - через вторую палату - бундесрат (совет земель). Фактически все законопроекты поступают туда для предварительного обсуждения, а важнейшие из них, например, об изменении конституции ФРГ, проекты, затрагивающие исполнительную власть земель, и целый ряд других, даже принятых бундестагом, все равно нуждаются в утверждении бундесратом.
- Упомяну закон об иммиграции, по которому идут бурные дебаты. В бундесрат не избирают, а направляют по 3-6 представителей земель. Сейчас в нем 69 человек, решения принимаются большинством голосов. Демократично ли, если Саар с миллионным населением имеет трех представителей, а Баден-Вюртемберг с 16 миллионами - только 6?
- Было бы демократичней, если бы у Саара был один, а у Баден-Вюртемберга -16? В таком случае в бундесрате распоряжались бы полностью три-четыре земли, остальные не имели бы никакого влияния. Идеального решения тут не найти, но наш порядок обеспечивает определенное равноправие и малых субъектов федерации.
- Права мало значат без материального обеспечения. В ФРГ - это прежде всего налоги. Что достается землям от большого пирога?
- Центру поступает немногим больше половины. Сам порядок распределения установлен конституцией. Землям идет часть важнейших налоговых поступлений, а также поступления от налогов на транспорт, на имущество, наследство, на пиво и от мелких местных налогов - все это собирается на территории своей земли. От общей суммы налогов в ФРГ землям достается несколько больше 25 процентов, общинам соответственно около 20. Точные цифры назвать нельзя и из-за чрезвычайной сложности налогового законодательства и потому, что происходит перераспределение этих средств как по вертикали - между центром, землями, общинами, так и по горизонтали - между землями. При этом учитывается потенциал, возможности и нужды земель.
- Как ведется финансовый контроль в землях?
- Помимо комиссии парламента, правоохранительных органов, в каждой земле есть счетные палаты, подчиняющиеся, как суды, только закону.
-Выдвигают ли земли принципиальные требования к центру расширить их компетенцию?
- При любой системе трудно добиться единства по финансовым проблемам. В принципе общий объем прав достаточный, но кое в чем земли были бы не прочь обогатить свои функции. Например, больше влияния в Европарламенте, поскольку там часто обсуждаются проблемы, в решении которых напрямую заинтересованы земли. Некоторые субъекты добиваются большего участия в разработке и принятии уголовного законодательства.
- А как обстоит дело в коммунальном самоуправлении?
- По конституции ФРГ коммунальные власти вправе самостоятельно регулировать дела местного масштаба в рамках существующих законов. В сферу действий органов самоуправления входят прежде всего местный общественный транспорт, местное дорожное строительство, снабжение электричеством, водой и газом, канализация, строительство и содержание школ, больниц, театров, взимание различных сборов. Разумеется, местные органы распоряжаются финансовыми средствами, которые они получают из центра и от земель.
- В чем вы видите преимущества федерализма, каковы его слабости?
- К преимуществам в первую очередь относятся широкие возможности политических партий и населения участвовать в государственных делах на всех уровнях. В ФРГ никогда не бывает, чтобы по всей стране правила одна партия. Сейчас в бундестаге большинство у социал-демократов и "зеленых", а в бундесрате у христианских и свободных демократов. Пестра политическая картина в землях и на местах. Таким образом, каждая из серьезных партий чувствует себя правящей в том или ином месте, а значит, проникнута повышенной ответственностью. Федерация позволяет учитывать многообразие страны. Далеко не последнее: при федеративном устройстве людям можно просто и быстро решать проблемы на местах.
Если говорить о недостатках, то в историческом плане немало примеров, когда чрезмерная федерализация ослабляла государство. Нередко приходится сталкиваться с местным эгоизмом, да и содержание 16 земельных парламентов обходится дороговато...
...Германии удалось избежать однобокой концентрации власти. Федерализм способствует установлению ее жизнеспособного баланса.


Loading...





МОК разрешил ехать на Олимпиаду 169 российским спортсменам, запретив им выступать под национальным флагом. А может, ну её, Олимпиаду эту?