Решение российского оскаровского комитета вызвало возмущение в среде киномастеров, критиков и киноведов. Об этом во вторник, 20 сентября сообщает сайт РБК daily.

В частности, против выдвижения на премию картины «Утомленные солнцем – Цитадель» высказался председатель комитета Владимир Меньшов. Он категорически отказался подписывать протокол, закрепляющий это решение, заявив, что картина, полностью провалившая прокат и получившая «зубодробительную» критику, не должна представлять Россию на столь престижной премии, как «Оскар».

Согласны с ним и другие режиссеры; даже брат Михалкова – Андрей Кончаловский заявил, что не стал бы выдвигать«Цитадель» на международный конкурс. Более того: Кончаловский отметил, что оскаровский комитет потерял легитимность, очевидно, намекая на то, что собрание находится под контролем самого Михалкова и принимает конъюнктурные и несамостоятельные решения.

Фильм «Цитадель» был снят на государственные средства в 2010–2011 годы. Потратив 34 миллиона долларов бюджетных средств, Михалков создал многочасовую ленту, где в гротескной манере показывалась убогость и никчемность советских людей, политического строя и русской культуры времен Великой Отечественной Войны. Многочисленные «перлы» этой ленты вызвали шквал критики и издевок у пользователей Рунета: немецкие танки, идущие под огромными парусами; русские солдаты, которые отчаянно пытаются эти же танки колоть штыками; асы люфтваффе, снайперски гадящие на головы советских капитанов, и обгоревшие танкисты, просящие перед смертью показать им «сиськи». По мнению одного из самых популярных переводчиков и кинообозревателей – Дмитиря Пучкова, широко известного в Рунете под именем Гоблин, – картина однозначно показывает цивилизованность немецких агрессоров, их принципиальность и честность. А в целом является плевком в сторону людей, чьи деды ценой своих жизней остановили фашистских захватчиков.

Даже не столь радикальные кинокритики, как Пучков, отмечали явные провалы в сюжетном полотне, невыразительную игру актеров и полное несоответствие «бюджетных» спецэффектов масштабным расходам на производство картины.

Сам же режиссер остался в полной уверенности, что россияне просто еще «не доросли» до картин его уровня, а «Цитадель» является полной и достоверной реконструкцией описываемой эпохи.

В прокате же картина, стоившая почти 50 миллионов долларов – государственные субсидии плюс вложения частных инвесторов, – собрала всего полтора  миллиона, став одним из самых громких провалов российской киноиндустрии.