Главная Культура 00:04 20 Октября 2017 26509
Матильда - маркиза демонов

На экраны выходит самый скандальный фильм года

Леонид Павлючик

Если бы Натальи Поклонской не существовало в природе, режиссеру Алексею Учителю следовало бы ее выдумать. Ибо она оказала ему и его «Матильде» неоценимую услугу. Непрерывно раздувая вокруг картины скандал, депутат Госдумы тем самым провела блестящую, небывалую в истории нашего кино пиар-акцию. Без этой громкой рекламной раскрутки, пусть даже режиссер был ей и не рад, «Матильду» ждала бы куда более унылая участь...

Не скрою, я неоднократно выступал в защиту «Матильды» от посягательств экзальтированной депутатши и ее фанатичных последователей, которые обещали поджигать кинотеатры и требовали запретить еще никем не виденный фильм на том основании, что он, дескать, может оскорбить чувства верующих. Посмотрев 10 дней назад «Матильду» на пресс-показе и подписав по просьбе прокатчиков обязательство не обнародовать свое мнение до 20 октября, могу сегодня ответственно и честно написать: никаких попыток оскорбить чувства верующих ни я, ни кто-либо из 300 аккредитованных на просмотре журналистов в фильме не обнаружили. Другое дело, что «Матильда» может оскорбить эстетические чувства иных взыскательных зрителей, но, согласитесь, это не повод запрещать кино.

Министр культуры Владимир Мединский, которого не коснулось эмбарго на выражение своего мнения о фильме, уже сравнил «Матильду» с оскароносными хитами «Елизавета» и «Влюбленный Шекспир». Думаю, у министра, чье ведомство утверждало сценарий «Матильды», нынче нет другого пути, кроме как изо всех сил защищать фильм и искать в нем несуществующие достоинства. Мне же показалось, что эстетика этого киноопуса Алексея Учителя ориентируется не на голливудские шедевры, а на куда более банальные образцы...

Внимая с нарастающим недоумением на экране дорогому, богатому (25 млн долларов) и внутренне пустому зрелищу, я то и дело ловил себя на мысли, что происходящее на экране напоминает давно подзабытые фильмы моей туманной юности: «Анжелика и король» и «Анжелика — маркиза ангелов». Там, помнится, было такое же изобилие красивых женщин, брутальных мужчин, породистых рысаков. Такое же богатство интерьеров, роскошество дамских кружевных панталон вкупе с антиисторизмом и приторно-липкими, как дешевый мармелад, страстями.

«Матильда» рассказывает историю романа будущего императора Николая II, а пока цесаревича Ники, и балерины императорского театра Матильды Кшесинской (в просторечии — Мали). В первых кадрах фильма благодаря козням конкуренток у Мали во время танца нечаянно обнажается грудь. Она хочет скрыться от позора за кулисами, но, увидев, как в своей ложе то ли восхищенно, то ли возбужденно привстал наследник, победно доводит танец до конца, крутя виртуозные фуэте и зазывно глядя ему в глаза.

Сраженный дерзостью и красотой Матильды, Ники вскоре оказывается в будуаре танцовщицы, вешает ей на шею дорогое колье и недвусмысленно жаждет немедленного удовлетворения своей страсти. Коварная красавица отвергает ласки цесаревича, что, впрочем, не помешает ей буквально в следующей сцене пасть жертвой его настойчивости. В дальнейшем Ники и Маля, к немалому огорчению императрицы (скупая по объему и точная роль Ингеборги Дапкунайте), будут время от времени барахтаться в постели, но обойдется, разумеется, без порнографии, чего так опасалась Поклонская. Возрастное ограничение 16+ соблюдается режиссером с неизменным тщанием.

Но это, увы, не отменяет того прискорбного факта, что за год скандала вокруг фильма общественность внимательно изучила мемуары Кшесинской, дневники Николая II, другие источники. И нигде не нашлось свидетельств, что у балерины и цесаревича что-то «было», кроме сугубо платонических отношений. Никто, как говорится, свечку не держал, но и всего одна-единственная эмоциональная фраза в дневнике Николая, что после свидания с Матильдой у него «перо трясется в руке», не дает, как мне кажется, оснований режиссеру распалять свою фантазию и укладывать реальных исторических персонажей в постель. Я понимаю: Николай II Учителя на дуэль не вызовет, но все же...

Впрочем, на историческое полотно фильм и не претендует, хотя в нем есть близкие к подлинным событиям и сильно поставленные сцены. Например, крушение императорского поезда, что можно трактовать как символ скорого крушения России. В остальном многое своевольно изменено, подтасовано в угоду авторской концепции, если это можно считать концепцией. Отталкиваясь от весьма вольно трактуемого исторического материала, режиссер снял свой фильм в жанре «салонной», «будуарной» мелодрамы. И хоть в центре «Матильды» оказывается балерина, на экране при этом полыхают вполне оперные страсти, отдающие пресловутой вампукой. Героиню хотят то выкрасть, то утопить, то сжечь, то навести на нее порчу с помощью некоего шарлатана-медика. Но чаще просто уложить в постель.

Мало того что будущий император на протяжении всего фильма разрывается между Матильдой и приехавшей к нему невестой (Луиза Вольфрам), хотя, как известно, он пресек с балериной отношения сразу после помолвки с Аликс, будущей императрицей Александрой Федоровной. Кроме Николая в танцовщицу оказываются безумно влюблены еще и великий князь Андрей (Григорий Добрыгин), и не существовавший в природе поручик Воронцов (Данила Козловский), прототипом которого, признался Учитель, послужил некий английский (?) офицер. В итоге в фильме образовался не традиционный любовный треугольник, а целый пятиугольник, что, согласитесь, многовато для одного фильма.

В центре этой сложной геометрической композиции царствует Матильда в исполнении польской актрисы Михалины Ольшанской. И это, не скрою, лучшее, что есть в фильме. Актриса наделила свою героиню и особой эротической манкостью, и плебейской простоватостью нрава, и кошачьей грацией, и какой-то поистине демонической силой. Любит ли она по фильму Николая? Бог весть. Не исключено, что просто играет на его чувствах, желая породнить свою «простонародную» кровь с «голубой» царской. Но в любом случае ее роль выписана интереснее и воплощена на экране ярче, чем роль Николая II.

Немецкий актер Ларс Айдингер играет персонажа, который разрывается между чувством к танцовщице и долгом перед Отечеством, во имя процветания которого он должен взойти на престол, предварительно обвенчавшись с высокородной немецкой принцессой. Но то ли потому, что этот драматургический конфликт слишком уж банален, то ли потому, что актер намного старше своего героя, следить за его пресным, унылым персонажем, пребывающим по большей части в альковах, а не на военных учениях, где как раз часто пропадал наследник, неинтересно. И уж совсем непонятно, почему в финале фильма он в одночасье охладевает к столь желанной им Матильде и проникается внезапной нежностью к доселе едва замечаемой Аликс, хотя по жизни он ее боготворил.

Пожалуй, это самый блеклый портрет в кинематографическом воплощении образа Николая II на нашем экране. Я понимаю: Ларс Айдингер — звезда европейского уровня, но, к примеру, Олег Янковский в «Цареубийце» или Александр Галибин в фильме «Романовы. Венценосная семья» создали куда более яркие, сложные характеры последнего русского царя, чем немецкий актер.

P.S. Значит ли это, что в своем преимущественно негативном восприятии фильма я солидаризуюсь с Натальей Поклонской? Ни в коей мере. «Матильда» может и должна идти на экране. Ни одного российского закона фильм Учителя не нарушает. А творческую неудачу (на мой взгляд, это именно неудача) не надо приравнивать к злонамеренному желанию принизить, опорочить образ Николая, который, напомню, на тот момент не был святым и не был даже императором, а был — и хотел остаться — простым, частным человеком. Об этом Алексей Учитель и пытался сделать кино. По факту же умудрился снять спрессованное до двух часов заурядное сериальное «мыло», которое, как мне кажется, сгинуло бы в прокате без следа. Теперь же, благодаря Поклонской, его посмотрят все.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3344
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3244
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3105
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?