05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЕОНИД ГОРБЕНКО: НАМ НУЖНА ДИКТАТУРА ЗАКОНА

- Накануне встречи с вами по местному ТВ я смотрел сюжет о вашем посещении Калининградского

- Накануне встречи с вами по местному ТВ я смотрел сюжет о вашем посещении Калининградского технического университета, который вы в свое время окончили. Мне показалось, что вы испытывали тогда грусть не только по своей студенческой юности, что объяснимо, но и по прежней работе - инженера, руководителя крупного морского рыбного порта... И вот теперь вы - губернатор. Как вам на этом посту?
- По-разному. Что же касается университета... Мне показали мою зачетную книжку, в ней 120 записей: экзамены, курсовые, дипломный проект... Невольно вспомнились однокашники, многие из них стали капитанами, отменными специалистами, крупными хозяйственниками.
Ну а мне довелось из кабинета начальника порта пересесть в губернаторское кресло. Не буду сейчас говорить о причинах столь разительной перемены в своей биографии - выбор все-таки сделал не столько я сам, сколько население области. Но мне представляется, что среди многих обстоятельств здесь немаловажную роль сыграл такой конкретный факт. В период сплошной приватизации мне и моим единомышленникам удалось сдержать мощнейшую атаку весьма заинтересованных лиц и инстанций прибрать к своим рукам (не очень чистоплотным) Калининградский морской рыбный порт.
- Означает ли это, что вы - убежденный государственник в вопросах собственности?
- Ни в коем случае. В области более 40 тысяч предприятий - государственных, частных, акционерных. Более того, 95 процентов всей земли находится в частной собственности. Не боясь войти в конфронтацию с некоторыми депутатами бывшей Госдумы, говорю совершенно открыто: я ярый сторонник продажи земли.
- Только гражданам России?
- Не только. Скажем, создавать перерабатывающие предприятия без серьезных инвестиций мы не можем - своих денег нет, нужны иностранные капиталовложения. Но иностранцы на чужой земле строить не будут. Так что же мешает продать несколько гектаров, скажем, французам или итальянцам, чтобы они построили здесь современный сахарный завод? Кстати, обращаю ваше внимание на такую цифру: сейчас в области зарегистрировано около полутора тысяч предприятий с участием иностранного капитала. Статистика утверждает, что мы в этом отношении впереди России всей.
- Это - иностранцы. А что же те, кто работают непосредственно на земле?
- Плох тот народ, которого не кормит своя земля. В 1996 году область обеспечивала себя сельскохозяйственной продукцией всего на десять процентов. Что может быть позорнее для региона с в общем-то благодатным для урожаев многих культур климатом и плодородными почвами? За три года мы довели эту цифру до 85 процентов. Есть разница? А ощутимый вклад в этот рост внесли шесть тысяч наших фермеров - владельцы многих тысяч гектаров калининградских угодий. Это - на порядок больше, чем по России. Кстати, заместителем губернатора и председателем областного агропромышленного комитета у нас является Юрий Шалимов - бывший фермер.
- И все-таки. Калининградская область - бывшая Восточная Пруссия. Разговоры о "возврате" или "присоединении" земель вокруг бывшего Кенигсберга к некоторым из соседних государств не прекращаются. Насколько сильна у населения области, в том числе и у тех же фермеров, уверенность в том, что они обосновались здесь прочно?
- Уверенность на сей счет у калининградцев полная - область была, есть и будет неотъемлемой территорией Российского государства. Что же касается домыслов некоторых не очень дальновидных зарубежных политиков... Прежде всего уточним: Калининградская область - это далеко не вся Восточная Пруссия. В ее состав, между прочим, входили Клайпедский край, Ольштинское, Эльблонское, Сувалкское воеводства плюс Гдыня и Гданьск. Поэтому тем силам в Литве и Польше, которые пытаются муссировать "калининградский вопрос", стоило бы хорошо подумать, прежде чем выдвигать территориальные претензии. Да, Восточная Пруссия входила в состав Германии, была самостоятельным государством, а в XVIII веке стала российской территорией. Панин, Суворов и Салтыков были ее генерал-губернаторами. Я проштудировал на этот счет сотни документов и среди прочего обнаружил такой любопытный факт: расквартированные в Кенигсберге русские офицеры посещали лекции уже знаменитого в то время Иммануила Канта. В 1762 году Петр III вернул прусскому королевству новые российские земли. Многие годы спустя, вот уже более чем полвека, треть бывшей Восточной Пруссии снова является российской территорией.
- Это единственный регион страны, отделенный от нее границами других государств. Чего здесь больше - плюсов или минусов?
- Не будем заниматься подсчетами. Да, есть бытовые неудобства, связанные, например, с поездками в Москву и другие районы России. Есть и чисто психологические проблемы - имею в виду в том числе и приближение к нашим границам НАТО. Но главное - это использовать гигантский экономический потенциал, заложенный в уникальном геополитическом положении области. Какой еще регион России имеет три незамерзающих порта? Покажите мне на карте страны любой район, который был бы так близок к столицам европейских государств. И как же используется этот потенциал? Приведу только один пример. При наличии в области тех же незамерзающих портов около 70 миллионов тонн российских грузов проходит через порты прибалтийских республик!
- Но эти и другие проблемы должен бы помочь решить статус Калининградской области как особой экономической зоны...
- Безусловно. Только решение это должно подкрепляться не отдельными, часто не очень продуманными постановлениями, а целостной системой законодательных актов. Любая Свободная экономическая зона возможна лишь в том случае, когда через нее идут мировые денежные потоки. А это подразумевает прежде всего создание благоприятных условий для инвесторов. Плюс давно назревшие вопросы налогообложения, создания оффшорных зон и крупных финансовых центров. Условия для всего этого в области есть. Возьмите статистику: в расчете на одного калининградца годовой объем экспорта и импорта у нас в полтора раза выше среднероссийского показателя.
- Значит, и условия жизни калининградцев по всем параметрам должны быть выше, чем в среднем по стране?
- Здесь не все обстоит столь однозначно. Недавно бывшие капитаны рыболовецких судов потребовали повышения пенсий. Резон в этих требованиях, безусловно, есть. Почему, спрашивали они справедливо, летчикам или, скажем, шахтерам выплачивают пенсии повышенные, а рыбакам - нет? Что, беспрерывный, подчас девятимесячный труд рыбака в открытом море, часто в штормовых условиях, вдали от дома, при резких климатических перепадах и вибрации - легче и безопаснее? Мы могли бы напрячь усилия и как-то помочь рыбакам, но этот шаг был бы немедленно опротестован центром, ибо тут - нарушение федерального законодательства.
К законодательству мы относимся с уважением. Но почему, скажите мне, оно часто не учитывает специфику регионов и гребет всех под одну гребенку? У нас что, все 89 субъектов Федерации имеют выход к морю и десятки тысяч рыбаков-пенсионеров?
Вот вы спрашивали об особой экономической зоне. Ее преимущества для области только тогда будут иметь смысл, когда положительно скажутся на социальном положении калининградцев. Да и сам закон об этой зоне - это как бы компенсация за оторванность региона от основной территории России. Только одна транспортная составляющая - доставка топлива, продуктов и т.д. - обходится отрасли в 11 миллионов долларов ежегодно.
И все это, подчеркиваю, без пассажиропотоков. Между тем по договоренностям об особой экономической зоне калининградцам должен компенсироваться проезд в Россию и обратно через два иностранных государства. Это порядка 20 млрд. рублей в год. Но где эта компенсация? Мы понимаем состояние бюджета, его напряженность. Но решать эту проблему надо - она в конце концов политическая. Ладно, если бы белорусы и литовцы установили высокие транспортные тарифы - нашлись и в родном Отечестве "умельцы", набивающие на этом свои карманы. Сегодня, например, каждый калининградец, покупая железнодорожный билет, оплачивая почтовую посылку в другие регионы России, своими кровными платит некоему г-ну Хорецкому, возглавляющему фирму "Транс Рейл Вест", за никому не ведомые посреднические услуги. А все потому, что Минтранс РФ предоставил этой фирме практически полную монополию на оказание экспедиторских услуг. Но почему частной фирме, а не Калининградской железной дороге или иному государственному предприятию?
Диктатура пролетариата, как известно, отошла в прошлое, диктатуре криминала надо решительно противостоять - должна наступить наконец диктатура закона.
- А пока "диктатура закона" не победила...
- ...Нужно, насколько это возможно, опираться на собственные силы. Памятуя при этом, однако, о том, что уровень жизни в любом регионе напрямую зависит от общего экономического состояния России.
Мы уже касались нашего агросектора. Вы знаете, сколько необходимо завозить импорта, чтобы прокормить область? На один миллиард долларов в год! Во-первых, где их взять? Во-вторых, переключись область на полный импорт - тут же по цепной реакции возникнет сплошная безработица, уйдут специалисты, то есть станем беженцами в своем родном государстве.
Поэтому мы и начали с развития агросектора, прежде всего с переработки своего сельскохозяйственного сырья. А надо сказать, один "сырьевик" дает 10-12 дополнительных рабочих мест в переработке. Что мы сделали? Освободили крестьян от налога на землю, компенсировали НДС, сократили в два раза расходы на топливо. Итог таков: из 175 крупных хозяйств 115 на сегодня прибыльны - год назад их было всего 46. Таких цифр нигде в стране нет. Следующий этап - развитие среднего предпринимательства. Сейчас в нем заняты 90 тысяч человек. Будет втрое больше.
Ну а чтобы не сложилось впечатление, что область живет в зоне "особо привилегированной", отмечу: она перестала быть дотационной и дает в федеральный бюджет в 6 раз больше, чем из него получает.
- Видимо, не только благодаря развитию агросектора и малого бизнеса?
- Не иронизируйте. И то и другое - важнейшие составные части, из чего складывается уровень жизни каждого жителя области. Что же касается других отраслей, приведу такой факт: в прошлом году инвестиции в экономику региона составили более 40 млн. долларов - больше, чем за предыдущие 10 лет. О янтаре, 90 процентов мировых запасов которого сосредоточено на территории нашей области, говорить особенно не буду - это общеизвестно. Скажу только, что проблема его нелегального вывоза до конца не решена. И главная причина - проведенная в свое время бездумная, а во многом и преступная приватизация янтарных комбината. "Янтарные генералы" и сейчас хотели бы оставить все, как есть. У меня как губернатора на это есть твердое убеждение - каждый калининградец должен иметь свой процент от реализации нашего национального богатства. Жиреть узкому кругу "бизнесменов" на солнечном камне мы не позволим.
Еще одна наша головная боль - нефть. Мало кому известно, что мы добываем ее до 750 тысяч тонн в год. По качеству она не уступает кувейтской, но ни одной тонны этого ценнейшего сырья в области не перерабатывается. Парадокс?
Ну а возвращаясь к вашему первому вопросу - как мне на губернаторском посту, - скажу: я рад, что мне пришлось возглавить уникальную во многих отношениях область России. Ведь это не просто регион - это форпост страны на Западе. Убежден: от такого, каким будет этот форпост, во многом зависит и будущее России.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников