- Донья Араусо, как вы попали в эту труппу?
- Это было в 1981 году. Моя подруга собралась к Гадесу на просмотр. А он ее спросил: нет ли еще танцовщицы на примете? Она привела меня...
- Вы застали в коллективе первую исполнительницу роли Кармен Кристину Ойос, которую миллионы зрителей помнят по фильму режиссера Карлоса Сауры. Между вами не возникло ревности?
- Ну что вы, она была звезда, а мне исполнилось всего 18 лет. Кстати, в фильме "Кармен" я тоже есть - не в главной роли, а как одна из участниц группы... В 1988 году Кристина ушла из коллектива и основала собственную компанию "Балет Андалус". Я к ней отношусь с почтением - она моя учительница, муза. Когда роль Кармен перешла ко мне, я стала делать ее жестче, чем Кристина. В 24 года это легко. Но сейчас я лучше знаю жизнь, и моя Кармен стала более человечной.
- Мы знаем немало мастеров испанского национального танца фламенко. Но Гадеса все-таки принято ставить на особое место...
- Он один из гениев ХХ века. Антонио вывел фламенко на самые престижные академические сцены мира.
- Но похоронить себя завещал почему-то на Кубе...
- Он был страстным коммунистом, дружил с Фиделем Кастро. Своей политизированностью Антонио выделялся среди коллег: вообще-то мы, танцовщики, люди, далекие от политики... Нас и после смерти Гадеса постоянно приглашают на Кубу, но пока из-за большой занятости мы не могли туда выбраться. Возможно, будущим летом. Покажем спектакли "Кровавая свадьба", "Фуэго", "Фуэнте Овехуна", конечно же, "Кармен". На могилу Антонио в Сантьяго-де-Куба съездим.
- Москва - рядовая точка на гастрольной карте?
- Нет, для Гадеса это был главный город коммунистического мира. Но прежде всего - одна из мировых столиц культуры. Каковой остается и по сей день. Меня же ваш город очаровал, он похож на сказку, особенно ночью. К тому же русская публика так же горяча, как испанцы.
- В натуре Гадеса ярко доминировало мужское начало. Он и в жизни был привлекателен для женщин - четырежды женат...
- Да, и его последняя супруга, Мария Эстеве, на которой он женился незадолго до смерти, - с нами здесь, поскольку она президент фонда Антонио Гадеса.
- Признайтесь честно - и вы тайно вздыхали о своем знаменитом Хозе?
- Я восхищалась Антонио не тайно, а явно, но только как учителем. Свою любовь я встретила в нашем коллективе: это гитарист Антонио Солера, он работает в ансамбле 35 лет. И 25 из них мы вместе.
- Дети пошли по вашим стопам?
- У нас одна дочь. Ей 17, она увлекается психологией, прекрасно разбирается в искусстве. Очень прислушиваюсь к ее мнению.
Досье "труда"
ДРОБЬЮ В СЕРДЦЕ
Антонио Гадес - великий танцовщик и хореограф фламенко, сделавший этот стиль популярным во всем мире. Антонио Эстеве Роденас родился в 1936 году в провинции Аликанте в бедной рабочей семье. Мечтал стать тореадором, был помощником фотографа, репортером местной газеты... В 16 лет увидел, как исполняет фламенко труппа танцовщицы Пилар Лопес, увлекся этим танцем и был принят в коллектив. Именно Лопес придумала ему псевдоним Гадес. В 25 лет он собрал собственную труппу. Поставил спектакли "Кровавая свадьба" (по пьесе Ф. Гарсиа Лорки, 1981) и "Кармен" (1983), на основе которых потом с режиссером Карлосом Саурой снял одноименные фильмы. В прокате они имели грандиозный успех, принесший Гадесу и его труппе всемирную славу. В России труппа впервые побывала в 1992-м. Гадес скончался в 2004 году. Был четырежды женат, оставил пятерых детей. За несколько месяцев до кончины основал Фонд Антонио Гадеса.