17 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ХЭЛЛО, ДОЛЛИ!

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 21 Июня 2001г.
В минувшую пятницу скончался прекрасный киноактер Михаил Глузский. Эту новость сообщили все телеканалы. Ведущая восьмичасового вечернего выпуска на ТВЦ Оксана Подрига сказала о покойном: "Актер из плеяды тех театральных стариков, которые являлись гордостью нашего кино и театра". В полночь другая ведущая новостей канала Наталья Пастушная, касаясь случившегося, слово в слово повторила формулу своей коллеги.

Не стану упрекать за фактическую ошибку в приведенной выше фразе: Глузский и по образованию своему, и по долгой жизни в искусстве был типичным КИНОактером, на сцене оказался лишь в конце своей жизни, да и то - из-за нынешнего малокартинья. Так что, если и можно было назвать его стариком, то уж никак не театральным. Но меня, признаться, поразило другое: тележурналистка, не моргнув глазом, скопировала чужую фразу, не указав ее автора и не сославшись на какие-либо другие источники.
Впрочем, она поступила вполне в духе нынешних телевизионных нравов, где "клонирование" (не хочу употреблять грубого слова "плагиат") стало расхожим явлением. Причем это действительно не воровство, которое обычно происходит втайне, с некоторым страхом перед законом и порядочными людьми, а именно модное ныне, с легкой руки, вернее, с легких копыт шотландской овечки Долли, клонирование.
Никого сегодня не удивляет, что на двух крупнейших телеканалах - НТВ и ОРТ - живут клонированные программы "О, счастливчик!" и "Кто хочет стать миллионером?" В них все повторено один к одному: и оформление студии, и чемоданчик с деньгами, и даже музыка. Тут, правда, оправданием может служить, что речь идет о покупной передаче, права на которую перешли от одной телекомпании к другой. А вместе с правами - и обязанность строго следовать купленному оригиналу.
Но если отвлечься от телевизионного "импорта" и обратиться к отечественному репертуару, то и тут нам не уйти от назойливого господства клона. Внутри популярных эфирных жанров постоянно образуются схожие до неприличия передачи. Викторины в последние годы стали строиться по одному и тому же шаблону примитивной "угадайки". Участникам задают загадки по принципу: отгадал - получи. И уж неважно, что надо отгадывать: слова, исторические факты или музыку. Важнее подарки - их количество и стоимость. Иногда мне даже кажется, что очередная телевикторина, запускаемая на каналах, отличается от предыдущих набором и дороговизной выигрышей в гораздо большей степени, чем содержанием.
Большинство подобных клонированных викторин долго не живет: прошел сезон и, глядишь, ее уж нет в сетке вещания, и только телевизионная "долгожительница" - передача "Поле чудес" - обязана своим многолетним успехом не богатству призов. Она хороша прежде всего людьми, приезжающими на передачу, их судьбами и биографиями, рассказанными перед миллионной аудиторией, их открытыми лицами, добрыми сердцами.
Знаю, что некоторым зрителям - сужу по письмам в редакцию - не нравится, когда Леонид Якубович принимает от участников викторины подарки или даже выпивает с ними. Упрекают его чуть ли не в корысти и алкоголизме. Не понимают, что все это он делает для того, чтобы помочь своим гостям раскрыться как можно полнее. Почувствовать себя в студии как дома. Обнаружить в эфире то золото души, которое много дороже утюгов, пылесосов и телевизоров, предлагаемых в призовом наборе.
Участники телевикторин действительно служат их украшением. Недаром передача "Угадай мелодию" сошла на нет: зрителям надоело смотреть на однообразного, размахивающего руками Валдиса Пельша, когда его герои, подавленные самовлюбленным ведущим, находились в тени. С другой стороны, "Умницы и умники", жемчужина нашего ТВ, живет уже немало лет из-за населяющих программу неповторимых эрудитов-подростков.
В минувшее воскресенье телевикторина была посвящена Пушкину, женщинам в его жизни. Автор и ведущий передачи Юрий Вяземский, влюбленный в культуру и в своих юных конкурсантов, тему, которая для другого могла бы стать поводом для сенсаций или сальных намеков, сумел раскрыть целомудренно и нежно. Передача, в коей нам, как всегда, показывали крупным планом пытливые, горящие любовью к поэзии лица юношей и девушек, заставляла верить, что в стране подрастают сегодня не только наркоманы, проститутки и малолетние преступники.
Две детали, которые лучше всяких слов показывают несхожесть "Умниц... " с клонированными образцами телевикторин. В передаче нет денег и призов - только символические "ордена", вручаемые за верные ответы на сложнейшие вопросы. И еще: превосходную программу, увенчанную премией ТЭФИ, телечиновники втискивают в 25 минут эфирного времени. Она для них обуза: ни тебе высокого рейтинга, ни богатых рекламодателей, ни всенародно известных, "тусовочных" лиц в эфире.
Другое дело растиражированные во множестве вариантов кровавые сериалы про "ментов": на всех каналах, куда ни глянь, догоняют, стреляют, бьют - чаще всего уж и не поймешь кого, за что, в связи с чем. Если включить наобум в лучшее вечернее время телеприемник, то можно без особого ущерба для смысла (или бессмыслицы?) смотреть свирепую милицейско-полицейскую сагу, нашу или заокеанскую, с любой очередной серии в любом варианте...
Телевизионный клон, оказывается, способен тиражировать себя не только на экране, но и в жизни. В минувшую пятницу все телеканалы показали, как во время обсуждения в Госдуме земельного кодекса депутаты-коммунисты окружили трибуну, не пуская туда министра Г. Грефа. Аналитики заметили: впервые этот "прием" был применен в украинском парламенте, теперь вот, увидев его по ТВ, "находку" использовали и наши.
В общем, как говорили прежде, клонирование широкой поступью шагает по стране. Привет тебе, крошка Долли, хэлло!


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.