МУЖЕСТВЕННОЕ лицо. Никаких "бегающих глазок". Говорит спокойно:
- Олег Николаевич Баклан. Принял командование судном после его задержания. До этого был старпомом. Бывший капитан находится на борту, заболел.
Замена капитана на юридическим языке называется "размыванием ответственности". И срочная болезнь его - непосредственного нарушителя, - еще один прием браконьеров. Хворать он будет долго: пока не закончится судебный процесс. А новый капитан будет твердить: "Ничего не видел". Поэтому и на вопрос, за что задержан траулер, - Баклан ответил: "Не знаю, был на вахте".
Что же произошло? "Экарма-7" якобы имела квоту на вылов терпуга, но не у Северных Курил, а в другом районе. Но тут "подвернулся" минтай. Капитан отдал приказ бросать трал. В информационном аналитическом центре Северо-Восточного регионального управления ФПС (кстати, прекраснейший центр, где собираются все сведения о кораблях, находящихся в зоне, такого нет даже у американцев) сразу заподозрили неладное. Сторожевой корабль вышел на перехват судна-нарушителя.
- Пограничники говорят, что вы даже не пытались уйти от преследования. Почему? - спрашиваю Олега Баклана. - Обычно браконьеры удирают.
- Бесполезно. С пограничниками лучше не связываться.
Тут капитан прав. Один такой "диалог" пограничников с браконьерским кораблем "Альбатрос-101" я видел на оперативной съемке. Нарушитель уже уходил от пограничного сторожевого корабля "Дзержинский", как в небе появился боевой, хоть и старенький, штурмовик "Ан-76П". Пилоты дали несколько предупредительных выстрелов по курсу корабля. Никакой реакции. Тогда воздушные пограничники стали стрелять на поражение. На пленке хорошо видно, как в носовой части, под якорем, образовалась черная дыра. "Альбатрос" задымил и начал уходить под воду кормой ко дну. Наконец над волнами остался один нос. Но и он вскоре исчез. Суд признал применение пограничниками оружия законным. Этот случай охладил головы многих браконьеров. Но не всех.
- Ваши сахалинские знакомые попадались с нарушениями правил промысла морепродуктов? - задаю вопрос капитану "Экармы".
- Регулярно. Но никто не сопротивляется. Все понимают: попался - отвечай.
Капитан явно лукавил. Именно сахалинские нарушители чаще всего ведут себя при задержании, скажем, не совсем корректно. Совсем недавний случай подтверждает это. Корабль "Рекин" вел незаконный промысел и был остановлен сторожевиком "Воровский". К браконьерам отправилась группа инспекторов и вооруженных пограничников для досмотра. Но как только проверяющие вошли на борт "Рекина", он рванул, чтобы скрыться в японских водах. Пришлось вызывать боевые самолеты...
Сахалин давно превратился в "государство", где правит криминал. Подтверждение тому убийство генерала Виталия Гамова. Пограничники уверены, что и хозяин "Альбатроса" - воровской авторитет по кличке "Якут". Под стать ему и команда корабля - семерых ее членов разыскивал Интерпол.
Многие промысловые суда на Сахалине контролируют бандиты. Как строится такой бизнес? Кучка братков сбрасывается, организует мелкую однодневную фирму, покупает корабль, нацепляет на него флаг какого-нибудь государства, набирает команду и отправляет в море. Даже разовый, но удачный выход дает колоссальный доход. Один живой краб стоит в Японии от 50 до 70 долларов. А ловят-то его не сотнями, а десятками тысяч.
Так за что же было сахалинским браткам любить генерала Гамова, если он всего за полтора года "помог" закрыть множество фирм-однодневок? Открыл в море контрольные точки, которые должны проходить теперь все суда, выходящие на промысел. Инициировал изменения в местном законодательстве не в пользу браконьеров...
- Вы не могли бы назвать имя хозяина "Экармы-7"?
- ... Я не уполномочен давать информацию, - выдавливает Баклан.
Ответ по инструкции! Я не шучу. Пограничники показали мне памятку, изъятую у "рядовых" браконьеров. Она включает в себя ответы на вопросы, которые при задержании могут задать инспекторы, пограничники, впоследствии - следователи, судьи: не видел, был пьян, не знаю... Есть там и строчка про информацию, которую "не уполномочен" давать посторонним лицам любой член экипажа.
- Но кто нанимал вас на корабль старпомом, а потом еще и произвел в капитаны, вы знаете? - спрашиваю Баклана.
- На работу меня брала фирма "Экарма-Сахалин". Говорят, это совместное российско-южнокорейское предприятие. Кто настоящий хозяин судна, не знаю.
- Куда идет продукция?
- Только за границу.
- А домой не пробовали сдавать? Все-таки на корабле - российский флаг.
- Если будем сдавать продукцию в России, то останемся голыми. За квоту надо платить, таможня без денег не пропустит... А горючее стоит около 250 долларов за тонну, в день же "Экарма" сжигает до 15 тонн. Дальше - плата за обслуживание корабля, и, не дай Бог, за ремонт. Затем - налоги. Их берут даже за горючее, которое в баках. Расходы зачастую не окупаются уловами. Так что без нарушения правил, установленных в России, рыбакам не выжить.
Новоиспеченный капитан "Экармы" - всего лишь стрелочник. На суде он будет говорить то же самое, выгораживая своих хозяев. А за "не знаю, не видел" его вряд ли осудят. Избежат наказания и те, кто стоит за ним и кто получает главные барыши.
Между тем браконьерство близ Камчатки, Курил, Сахалина идет с таким размахом, что, как говорят специалисты, через 10 - 15 лет здесь нечего будет ловить. Я пробыл на Камчатке две недели. За это время пограничники задержали 5 судов-нарушителей, оштрафовали 43 судна. Ущерб, нанесенный ими, составил 630 098 долларов.
Но "Экарма-7" поставила рекорд. В ее трюмах обнаружено более 500 тонн минтая. Ущерб, по предварительным подсчетам, составил 1,8 миллиона долларов. Командующий Северо-Восточного регионального управления ФПС генерал-лейтенант Николай Лисинский так прокомментировал ситуацию:
- За последние годы в Японии и Корее выросло несколько городов, которые живут и процветают за счет российских морских биоресурсов, основная часть которых добывается незаконным путем. Японцы, правда, пообещали (на высоком уровне) не принимать наши корабли с незаконно добытыми морепродуктами. Но вот последние данные: из 39 кораблей, разгруженных японцами, только 7 имели документы, подтверждающие законное происхождение товара. Остальная продукция - от браконьеров.