Главная Культура 00:05 21 Июня 2019 1267
Это сладкое слово «цензура»

Появится ли в нашем кинематографе полка с «вредными» фильмами?

Леонид Павлючик
Кадры из фильмов «Строгий юноша», «Покаяние», «Интервенция», «Комиссар» с сайта kinopoisk.ru

Наше общество беременно цензурой. По разным опросам, за право государства контролировать сферу искусства, направлять и вразумлять несознательных творцов, а то и запрещать «вредные» произведения выступает больше половины, а то и до 80% россиян. Объясняют неразумным: мол, в советское время власть строго следила за выходом фильмов на экраны, на корню пресекая все попытки отклонения от генеральной линии партии, зато какой кинематограф создали! До сих пор смотрим и пересматриваем те старые добрые фильмы. Это так — и совсем не так.

Начну с того, что почти все шедевры советского кино, даже невинные комедии Леонида Гайдая, рождались на сопротивлении цензуре и партийно-идеологическим установкам власти. Да, многие честные, живые ленты с боями и потерями пробивались к зрителю, но многие, увы, до экрана не доходили. Возник даже термин такой — «полочное кино». В перестроечные годы Конфликтная комиссия Союза кинематографистов СССР, созданная по инициативе Элема Климова и возглавляемая киноведом Андреем Плаховым, сняла с пресловутой полки порядка 250 (!) картин. Это ведь целая кинематография, которой могла бы гордиться какая-нибудь страна.

Среди полочных картин оказались даже немые ленты, созданные в 1920-1930-е годы. Так, фильм одного из пионеров советского кино Абрама Роома «Строгий юноша» по пьесе Юрия Олеши был положен на полку в 1936-м. А «Покаяние» Тенгиза Абуладзе арестовали в самый канун перестройки. И ни в одной из запрещенных картин члены комиссии крамолы не обнаружили. А ведь это не только невинно пострадавшие фильмы, зачастую это еще и сломанные судьбы их создателей. Сторонники цензуры, ответьте, вы хотите повторения этого опыта?

Благодаря действиям комиссии были выпущены на экраны, отправлены на фестивали ранее запрещенные или кастрированные цензурой прекрасные картины Марлена Хуциева, Андрея Тарковского, Алексея Германа, Ларисы Шепитько, Глеба Панфилова, Александра Сокурова, Владимира Мотыля, Сергея Параджанова, Андрея Кончаловского, Геннадия Полоки, Киры Муратовой, Юрия Ильенко, Александра Аскольдова, Булата Мансурова: Без них наша сегодняшняя духовная жизнь была бы неизмеримо беднее.

Нынче цензура у нас запрещена Конституцией. Но по факту она, увы, поднимает голову, обретая и скрытые, и вполне открытые формы. В последние годы у нас не были допущены до экрана фильмы «Клип» Майи Милош, «Любовь» Гаспара Ноэ, «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи: Первый, напомню, победил на Роттердамском фестивале, премьера второго состоялась в Каннах, а насмешливая антитоталитарная «Смерть Сталина» была признана лучшей европейской комедией года.

Но нашему Министерству культуры, отказавшему фильмам в прокатном удостоверении, фестивальные победы не указ. Хотя запретителей следовало бы привлечь к ответственности за покушение на Основной закон РФ, однозначно запрещающий цензуру. Но прокатчики судиться с мощной государственной структурой не рискнули. Более того, недавно они сами, уже без указаний министра Мединского, вырезали сексуальные сцены из фильма «Рокетмен», повествующего о бурной жизни Элтона Джона, чем весьма разгневали и авторов фильма, и самого певца. Случился маленький скандал. Но ведь может случиться и большой — с международными судами и большими штрафами.

Что касается российского кино, то здесь случаи прямого запрета картин сравнительно редки. На память приходит только фильм «Приказано забыть» Хусейна Эркенова, рассказывающий о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. Чиновники Минкультуры усмотрели в картине то ли «нарушение исторической правды», то ли «разжигание межнациональной розни», хотя критики, успевшие увидеть картину до запрета, таких грехов в ней не нашли. Вторым легшим на новую полку фильмом стал «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой, которому отказали в выдаче «прокатки» из-за нежелания авторов «запикивать» нецензурную лексику — она у нас на экране нынче под запретом. В отличие, надо сказать, от европейских стран, где проблема регулируется возрастными ограничениями. Да и самих разрешительных удостоверений практически нигде в Европе уже нет. Там прокатчики выпускают фильмы на экраны в уведомительном порядке.

С приходом в Минкультуры Владимира Мединского тактика ведомства во многом изменилась. Теперь неудобные фильмы останавливают еще на стадии замысла. Так, «Левиафан» Андрея Звягинцева и «Дурак» Юрия Быкова были последними остросоциальными фильмами, которые получили финансирование от государства. «Нелюбовь» и «Завод» Звягинцев и Быков снимали уже на частные инвестиции. Сегодня ни один острый, проблемный фильм не имеет шансов получить господдержку. У руководителей нашего кино нынче в приоритете патриотические духоподъемные блокбастеры типа фильмов «Легенда № 17», «Движение вверх», «Легенда о Коловрате», «Викинг», «28 панфиловцев» и всевозможных картин про танки. Раньше военный кинематограф рассказывал о людях, теперь вот о танках...

Легенды в основном куются на материале советской и глубокой российской истории — сегодня властям гордиться особенно нечем. И о том, что горстка олигархов и высокопоставленных чиновников владеет основными материальными ресурсами страны, а половина населения живет в унизительной бедности, вы из нашего кино (не только игрового, но и документального) не узнаете. Режиссеры предусмотрительно обходят острые темы стороной. На недавно закончившемся главном национальном фестивале «Кинотавр» больше половины программы составляли фильмы про семью и супружеские измены. Такой самоцензуры наше кино не знало, похоже, и в глухие застойные годы.

P.S. Самое прискорбное, что о цензуре тоскуют не только чиновники, но и зрители. Те волны тщательно взбиваемого общественного негодования, которые еще до выхода фильмов обрушивались на несчастную «Матильду» Алексея Учителя, или на спорный «Праздник» Алексея Красовского, или на бесспорно хороший антивоенный фильм «Братство» Павла Лунгина (в эти дни он представляет российское кино на крупнейшем Шанхайском кинофестивале), доказывают, что наше общество по своей ментальности еще осталось советским. Что оно оказалось не готово к свободе. В том числе к свободе выбирать себе зрелище по возрасту, уму и душе, без запретов и указующего перста государства.

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5842
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4620
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4532
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4163
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?