МАКС-2017: мечтать не вредно

Заметки с российского авиакосмического салона, работающего в подмосковном Жуковском

Александр Киденис

Очередной МАКС, открывшийся на этой неделе, показывает: наша страна, несмотря ни на что и даже на санкции, остается авиационной державой. В первый день ВИП-гости во главе с президентом Владимиром Путиным любовались новейшим многоцелевым МиГ-35. И ведь впрямь было на что посмотреть!

Истребитель свечой взмыл в небо, на зависть супостатам проделал на бешеной скорости все мыслимые и немыслимые «петли», «горки», «бочки» и практически завис в воздухе в фигуре «кадушка». Следом примчалась группа истребителей-бомбардировщиков Су-34 (ау, Сирия, где ты?) в сопровождении пары Т-50 пятого поколения, которые устроили натуральный воздушный бой...

Как всегда, в программе авиашоу запланированы демонстрационные групповые пролеты «Русских витязей» на тяжелых истребителях Су-30СМ, «Стрижей» на МиГ-29, «Соколов России» на Су-27 и Су-34. Заметьте: они летают на российских, до последней заклепки отечественных самолетах. И как летают! А еще есть у нас стратегические бомбардировщики Ту-160, ударные вертолеты Ми-28 «Ночной охотник», Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор» и...

И получается, что Россия, конечно же, авиационная держава, но вся в погонах, с голубыми петлицами. Скорее держава военно-авиационная.

Даже единственная гражданская новинка за последние четверть века — пассажирский «Сухой Суперджет 100» взялся удивлять гостей, будто подвыпивший экс-десантник в День ВДВ разбиванием кирпича о голову. Лайнер со взлетной полосы круто взмыл в небо в стиле перехватчика, затем сымитировал неудачную посадку и на втором круге сел по-истребительски: по крутой глиссаде, с коротким пробегом. Любители экстрима аплодировали мастерству пилотов, а иностранцы еще и спрашивали: пассажирскому-то лайнеру зачем такие кунштюки? Ему бы плавность, комфорт, надежность и безопасность. Вот уж действительно: за что ни берутся эти русские — все одно пулемет получается. Тоже дело нужное, но нам-то, пассажирам авиакомпаний, они пока ни к чему.

А где и как проявил себя отечественный авиапром в гражданской авиации? Вот цифры, от которых берет оторопь. В 2001-м в России эксплуатировалось 46 иностранных гражданских воздушных судов. В начале 2017 года из 579 магистральных самолетов, эксплуатируемых в стране, иностранного производства были 494. О малой авиации и говорить нечего — ее у нас просто нет, если не считать еще советских «кукурузников».

А может, не станет и большой: закупки авиакомпаниями российских самолетов Ил-96-300, Ту-214, Ту-204 практически прекращены. Хотя самолеты в своей основе очень хорошие. Еще во времена СССР зарубежные специалисты в один голос утверждали: у советских самолетов великолепный планер, а западным конкурентам они уступают лишь «начинкой». Но построенный уже после распада СССР «Сухой Суперджет» на две трети состоит из заграничных комплектующих, включая французские двигатели, — и почти не летает: средний налет даже у российских эксплуатантов в прошлом году составил 3-3,7 часа в сутки против 9 часов у иностранных лайнеров. Неудивительно, что российскую новинку не хотят покупать ни за рубежом, ни внутри страны — невыгодно!

Причем главная беда SSJ 100, создание которого обошлось стране втрое дороже, чем планировалось, не в недостатках конструкции или низком качестве исполнения (хотя и это есть), а в полном отсутствии наземного сервиса. Из-за чего при каждой грошовой поломке лайнеры неделями простаивают на земле в ожидании подвоза нужной запчасти.

Об этой проблеме на МАКСе-201-7 справедливо говорил Владимир Путин: «В наших планах нарастить долю российской авиатехники на внутреннем и мировом рынке, для этого нужно не только улучшать ее качество и надежность, но и развивать систему послепродажного сервиса. Нужны склады, нужны запасные части, нужна подготовка кадров, сервисные центры нужно открывать...»

Все это есть у западных авиастроителей, и боинги с эрбасами летают по три десятка лет по 9 часов в сутки. Этих «старичков» покупают или берут в лизинг по всему миру, ибо уверены: производитель гарантирует техобслуживание и ремонт своей продукции в определенные договором сроки по всему миру — будь там война или революция, землетрясение, наводнение или великая сушь. И ведь обеспечивает, не жалея сил и денег!

Кстати, иностранные самолеты, бороздящие российское небо, прилетели к нам из дальнего зарубежья, сменив за годы трудового стажа не одного эксплуатанта. Три четверти этих лайнеров зарегистрированы на Бермудах, остальные — в Ирландии. Казалось бы, совсем не «авиационные» страны. Но на рынке международных авиаперевозок они пользуются авторитетом из-за высокого качества контроля за техническим состоянием своих самолетов. И очень прилично зарабатывают на этом.

В России государство субсидирует авиапром немалыми деньгами. «Отрасли сейчас оказывается достаточно широкая поддержка. Только в прошлом году в рамках программы «Развитие авиационной промышленности» на эти цели было направлено почти 52 млрд рублей, а в этом году планируется 60 млрд», — сказал Владимир Путин в Жуковском, где при открытии МАКСа-2017 прошло заседание по развитию гражданского авиастроения. Но, по данным Счетной палаты, иностранных авиастроителей мы субсидируем впятеро щедрее! Ибо около 50 млрд рублей ежегодно они получают за счет льгот — большинство иностранных самолетов ввозятся в Россию с освобождением от таможенных пошлин и налогов. А ежегодные платежи по лизингу (54% самолетов российских авиакомпаний эксплуатируются по договорам лизинга или аренды), техобслуживанию и ремонту самолетов составляют около 225 млрд рублей (сегодня из-за падения курса — больше). Итого по совокупности 300 млрд рублей ежегодно уходит за рубеж.

Эти деньги платим мы, пассажиры! Платим за доступность авиатранспорта (очередей за билетами нет), за комфорт, надежность, безопасность. Тем временем отечественный авиапром отдает богу душу. Хотя мог бы жить с песнями!

Учтем: по данным российского Минтранса, за период с 2017-го по 2020-й России потребуется замена до 300 ныне эксплуатируемых воздушных судов. А общая потребность российских авиакомпаний в поставках пассажирских самолетов до 2035 года составит 1,7-2 тысячи воздушных судов. Но российские заводы нынче выпускают лишь около 30 пассажирских самолетов в год.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин предлагает решить проблему кардинально: рассмотреть вопрос о прекращении поставок самолетов зарубежных производителей. «Через 10-15 лет России необходимо перейти на эксплуатацию самолетов исключительно российского производства, отвечающих всем современным требованиям, — поясняет свою радикальную мысль Рогозин. — Основными покупателями российской авиатехники на первых порах должны стать госкомпании и госструктуры».

Но какой техники — вот в чем вопрос. Отечественный монополист — Объединенная авиастроительная компания — рассчитывает на успех новейшего магистрального самолета МС-21, опытный образец которого в мае сделал первый пробный вылет. На авиасалоне МАКС-2017 новый лайнер не летал, поскольку проходит испытания на Иркутском авиационном заводе. А в серию он может пойти не раньше конца 2018 года.

Тем не менее на МАКСе российская Red Wings договорилась с «Ильюшин Финанс Ко» о поставке 16 МС-21-300 в операционный лизинг на 12 лет. На четыре самолета будут установлены российские двигатели ПД-14, на остальные — канадские Pratt & Whitney. Эта авиакомпания два года назад начинала эксплуатировать «Сухой Суперджет 100» (SSJ 100), но скоро отказалась.

Теперь хочет снова рискнуть. За что будет награждена суперскидкой на МС-21 — 45 млн долларов вместо каталожной стоимости в 90 млн. К тому же, по словам гендиректора Red Wings Евгения Ключарева, риски эксплуатанта защищены условиями договора. «Ведь МС-21 — новый продукт, никто не знает, как он будет летать...» — говорит первый покупатель.

А покупателей на SSJ 100 Россия теперь ищет в Африке. На прошлой неделе замглавы Минпромторга Георгий Каламанов сообщил о переговорах с Нигерией, Замбией, Ганой и Намибией. На Россию надежд мало — обожглись. Хотя генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев анонсировал подписание на МАКСе соглашения с производителем SSJ 100 «Гражданские самолеты Сухого» на поставку еще 20 машин (в компании уже есть 30, и она от них, прямо скажем, не в восторге). Насколько «доброволен» новый договор — большой вопрос. Тем более что надлежащий сервис для обслуживания самолетов так и не создан.

Голос

Никита Кричевский, экономист

— Санкции санкциями (привыкли уже), а бизнес бизнесом. Как следует из публичного сайта устроителя МАКСа ОАО «Авиасалон», стремление участвовать изъявили 173 иностранных и 521 российская компания. Из наших, как говорится, «все», а из зарубежных (по алфавиту) — фирмы из Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Ирана, Китая, Мексики, Нидерландов, Норвегии, США, Турции, Франции, Чехии, Швейцарии, ЮАР, Японии и даже, пардон, Лихтенштейна (оттуда пожаловала компания с ярко выраженным лихтенштейнским происхождением «Нестеров Авиэйшн», именно так, по-русски). Приехали такие гиганты, как Airbus, Boeing, Pratt and Whitney, Rolls-Royce (авиадвигатели), Honeywell (электронные системы автоматизации и управления), и прочие топовые товарищи. Наш авиапром, похоже, не только не заметил санкций, но, наоборот, воспрял духом, что наглядно подтверждается на МАКСе.

Не успела Москва прийти в себя от необычно обильных снегопадов, как ее накрыло очередное аномальное погодное явление - ледяной дождь

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Для метеозависимых, а также для водителей, происходящее за окном – сущий ад. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувший понедельник, 12 февраля, Москву, еще не вполне оправившуюся от необычно обильных снегопадов, накрыло очередное аномальное погодное явление — ледяной дождь. Вместе с ним пришло резкое потепление —...

Наука и технологии 17:30 / 17 Февраля 2024 4377
Технопарк

День батарейки приурочен к дню рождения Алессандро Вольта

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве Алессандро Вольта. Фото: © Science Museum, globallookpress.com

Любите праздники? Тогда вот вам еще один: 18 февраля в мире отмечают День батарейки, приуроченный ко дню рождения Алессандро Вольта. Итальянский физик, химик и физиолог появился на свет в 1745 году. Это в его...

11 февраля будет отмечаться День «Аэрофлота». С чем подошла к празднику наша авиастроительная отрасль?

Анатолий Журин
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В воскресенье, 11 февраля, российская авиация и наш все еще летающий народ отметят очередной День «Аэрофлота». В 1979 году, когда в СССР этот праздник учредили, советский гражданский воздушный флот насчитывал...

Искусственный интеллект помог найти невесту. Но обеспечит ли он любовь?

Ирина Хмара
Труд
Из 5239 претенденток чат-бот выбрал невесту Александру Жадану. В августе Саша и Карина планируют сыграть свадьбу. Фото из открытых источников

Накануне Дня всех влюбленных самое время задуматься, как находят друг друга на этой земле счастливые пары. Старый как мир вопрос — и разные, в зависимости от того, какая эпоха на дворе, ответы. Ну а этот...

ИИ научился распознавать предвестников инфаркта

Труд
Фото: © Artur Cupak, globallookpress.com

ИИ знает, чем сердце успокоится Ученые Пензенского университета с коллегами из Казахстана обучили нейросеть расшифровывать данные электрокардиограммы (ЭКГ) и ставить точный диагноз за доли секунды. Искусственный интеллект...

В России впервые с начала нулевых вырос спрос на компьютеры, собранные из отдельных комплектующих

Максим Башкеев
Труд
Дело это нехитрое. Архитектура любого десктопа — фактически конструктор. Фото: Mark Richards, Mark Richards/Zumapress.com, globallookpress.com

Объясняется это просто: брендовых системных блоков на рынок сейчас поступает гораздо меньше, чем раньше, а вот с их компонентами проблем нет. К тому же кастомные — то есть сделанные по индивидуальному...

Модельный ряд включает седан, компактный кроссовер, кросс-хэтчбек и другие

Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Компания AGR Automotive Group (ООО «АГР») объявила о старте производства автомобилей под брендом Solaris и их продаж на российском рынке. Об этом сообщает «Интерфакс». В заявлении пресс-службы компании сказано, что модельный...

Самой страшной угрозой для техники и солдат на передовой стали вражеские FPV-дроны 

Фото: www.mil.ru

Известный военный обозреватель и блогер-миллионник Юрий Подоляка рассказал, в чем сейчас острее всего нуждаются российские бойцы на передовой. По свидетельству военкора, потребностью номер один являются сейчас станции радиоэлектронной борьбы...

Как отметил Сергей Кабышев, это позволит российским журналам заполучить авторитет во всем мировом сообществе

Фото: Bocharov Denis/news.ru, globallookpress.com

В Госдуме призвали обратить внимание на создание национальной системы наукометрии. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на слова комитета ГД по науке Сергей Кабышев, в 2024 году эту задачу необходимо выполнить. «Наукометрию нам нужно всем...

Система видеоаналитики «Сфера» работает с 1 сентября 2020 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

С помощью системы видеоаналитики «Сфера» в сотрудничестве с полицией в столице удалось выявить практически 1,5 тысячи опасных преступников. Об этом сообщает пресс-служба департамента транспорта Москвы в своем Telegram-канале. «Система...

Российский лидер провел полчаса за штурвалом стратегического ракетоносца-бомбардировщика 

Путин беседует с журналистами сразу после полета на Ту-160М. Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин поделился с журналистами своими впечатлениями от полета на стратегическом ракетоносце-бомбардировщике Ту-160М «Илья Муромец». Об этом сообщает Telegram-канал Shot. «Мы получаем новую...

За реализацию идеи активно ратуют чиновники, решившие удивить туристов 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Глава Высшего совета по древностям Египта Мостафа Вазири заявил, что всемирно известные пирамиды ранее были облицованы гранитными плитами, потому их якобы нужно реставрировать и привести к первоначальному виду. Сообщается, что «реставрационные...

Изучение этой галактики могло бы дать новые представления о ранней Вселенной

Фото: ESA/via, globallookpress.com

Космический телескоп «Джеймс Вебб» обнаружил самую старую мертвую галактику. Как сообщает CNN со ссылкой на данные исследования, галактика лишена возможности звездообразования. «Галактика существовала, когда Вселенной было...

Особым спросом у иностранных заказчиков пользуются ракетно-пушечные зенитные комплексы «Панцирь» 

Фото: www.kremlin.ru

В минувшем году страна продала на внешних рынках вооружения на миллиарды долларов. Об этом российский лидер Владимир Путин сообщил в пятницу, 2 февраля, на встрече с участниками форума «Все для Победы!» в Туле. «Надо сказать,...

Чаще всего патент на полезную модель получают в отношении новых решений, которые не столь значительно дополняют уже известные на рынке

Фото: Andrey Arkusha/Russian Look, globallookpress.com

Женщины в России в 2023 году получили на 11% больше патентов, чем в 2022 году. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные компании «Онлайн Патент», число регистраций достигло почти 10 тысяч. «В 2023 году россиянки получили...

«Труд» давно следит за драматической судьбой этого самолета

Анатолий Журин
Труд
Развал СССР ввел перспективную машину в штопор

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о том, что сроки давно обещанных поставок отечественных лайнеров в очередной раз «сместились вправо» — перенесены на 2026 год, а если...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?