08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕРТОЛЕТ РУХНУЛ НА МИННОЕ ПОЛЕ

Янченков Владимир
Опубликовано 01:01 21 Августа 2002г.
События минувшего понедельника войдут трагической страницей в историю авиации сухопутных войск России. В 16 часов 55 минут на подходе к главной военной базе федеральных сил в Чечне - Ханкале - потерпел катастрофу военно-транспортный вертолет Ми-26, на борту которого, по уточненным данным, находились 156 военнослужащих контрактной и срочной службы, в том числе и 5 членов экипажа. Одни из них возвращались из отпусков, другие направлялись для замены личного состава. По предварительным подсчетам, в катастрофе погибли 110 человек.

Военным командованием сразу же было выдвинуто три версии случившегося: неисправность двигателя, перегруз машины, диверсионный акт со стороны боевиков. Наиболее вероятной поначалу казалась версия, связанная с перегрузкой транспорта. Действительно, вертолет Ми-26, рассчитанный на 82 пассажира, на этот раз нес живой вес почти вдвое больше положенного. Но на войне не все так просто.
Я сам, неоднократно летая в Чечне и Дагестане на "коровах", (так называют военные этот самый крупный в мире транспортный вертолет), бывал свидетелем того, что в силу необходимости летчикам приходилось идти и на еще более внушительные перегрузки, к тому же в условиях практически нелетной погоды: сражающимся частям срочно нужны были подкрепление и техника. И обладающий особым запасом живучести Ми-26 не подводил, даже при прямых попаданиях совершал посадку. Так, например, было 1 августа 2001 года в Грозном, в районе аэропорта "Северный". Подбитый диверсантами из автоматического оружия вертолет с 26 военнослужащими на борту, получив множество пробоин, благополучно приземлился. Другой пример: полгода назад над территорией Ставропольского края "корова", следовавшая по маршруту Ханкала - Моздок, совершила вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Несмотря на то что технические неполадки возникли на высоте более километра, экипаж сумел справиться с управлением, никто не пострадал. Обо всем этом я вспоминаю, конечно, не в оправдание нарушений инструкций. Добавлю, что львиную долю перегруза иной раз составляют всякие "сопутствующие" товары. Скажем, ящики с водкой, цитрусовыми и прочим для начальства. И авиаторы вынуждены на это закрывать глаза.
На этот раз перегруз, видимо, все же сыграл свою роковую роль. С охваченным пламенем двигателем машина, по всей вероятности, не смогла дотянуть до посадочной полосы и рухнула на минное поле, окружающее главную военную базу. Даже чудом оставшимся после падения людям рассчитывать было не на что, они бы погибли на минах.
И все же, пожалуй, наиболее реальной версией остается диверсионный акт. Незадолго до катастрофы, происшедшей в 500 метрах от летного поля аэропорта назначения, пилот услышал сильный хлопок и увидел вспышку на правом двигателе. Об этом он сразу сообщил на землю. (Летчик жив и находится в военном госпитале).
А вскоре на сепаратистском сайте "Кавказ-центр" в Интернете появилось сообщение: "Штаб Военного комитета ГКО - Маджлисуль Шура ЧРИ официально подтвердил факт уничтожения российского транспортного вертолета в понедельник во второй половине дня. По данным Военного комитета, группа моджахедов численностью три человека из состава спецподразделения мобильных сил противовоздушной обороны, отследив воздушный маршрут переброски живой силы противника, атаковала и уничтожила транспортный вертолет... После выполнения боевой задачи мобильная группа моджахедов беспрепятственно ушла на оперативную базу".
Похоже, на этот раз бандитские пропагандисты не врут. Да и Генпрокуратура возбудила уголовное дело по двум конкретным статьям - "терроризм" и "умышленное убийство". Но вот что не может не удивить во всей этой драматической истории. Несмотря на громкие заявления генералов о строгом контроле за ситуацией в Чечне, боевики, оказывается, активно действуют не только в горах и отдаленных селениях, но и близ "святая святых" федералов - Ханкалы. Причем не только вершат свое черное дело, но и благополучно возвращаются на некие "оперативные базы". Где же наши контрразведка и другие спецслужбы? Неужели и впрямь, как говорят злые языки, они сами, особенно ночью, не рискуют выбраться за минный пояс, окружающий Ханкалу?
Высокопоставленные военные и гражданские лица не устают повторять, что-де спецоперации по нейтрализации наиболее одиозных главарей бандформирований - дело крайне опасное и чуть ли не бессмысленное. Лидеры сепаратистов вроде бы охраняются так, что крупные потери неизбежны. Разумно: рисковать человеческими жизнями не стоит.
Но столь же очевидна и другая истина: именно лидеры сепаратистов типа Масхадова и Басаева, поднаторевшие в своем кровавом ремесле, организуют и направляют удары боевиков, от которых уже погибли тысячи военнослужащих, милиционеров и мирных граждан. И остановить эти подлые удары из-за угла федеральные силы, как показывает жизнь, пока не в состоянии...
В Ханкале сегодня - траур. Сюда срочно прибыли и полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе Виктор Казанцев и главком Сухопутных войск зам. министра обороны Николай Кормильцев, другие высокие чины. Предстоит очередной "разбор полетов" на высшем уровне. Президент России, которому сразу же доложили о случившемся, распорядился направить в Чечню представительную госкомиссию для тщательного расследования трагедии.
А пока различные управления СКВО занимаются отправкой и похоронами погибших и приемом родственников пострадавших. Для работы с ними привлечена группа психологов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников