09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КУДА ВАС ПОСЛАТЬ?

Саргина Наталья
Опубликовано 01:01 21 Октября 2002г.
Когда "железный занавес" в нашей стране приподнялся, люди принялись активно путешествовать. Как результат - появление более 4000 туристических агентств в Москве и множества учебных заведений, готовящих специалистов для сферы туризма. Туристический бизнес овеян романтикой, он привлекает многих возможностью активно общаться и познать мир и, при удачном трудоустройстве, неплохими заработками.

КОГО ТУДА БЕРУТ?
По мнению специалистов, образование в области туристического бизнеса не дает кандидату преимущества перед остальными - теми, у кого какое-либо другое образование. В туризме работают много врачей, учителей, инженеров, военных и т.д. Тем, кто всерьез задумается об этой профессии, прежде чем поступать в вуз по специальности "Организация в области туристического бизнеса", стоит какое-то время поработать в турфирме, чтобы понять, насколько это вам интересно. Туризм - практическая сфера, и теорию, которую преподают в учебном заведении, лучше всего сочетать с практикой. Причем идти лучше в маленькие фирмы. Там, как правило, требуются менеджеры-универсалы, и знакомство с широким кругом обязанностей помогает глубже узнать этот бизнес. Искать работу лучше в марте и апреле, когда спрос на специалистов различного уровня резко возрастает, и туристические компании расширяют свою сферу деятельности.
Большинство туристических агентств работают с физическими лицами, и только крупные агентства (их называют туроператорами) имеют дело в основном с турфирмами. Но независимо от профиля агентства львиная доля работы менеджера по туризму - общение с клиентами. Работа менеджера во многом схожа с работой менеджера по продажам. По сути, это и есть продажи, только продукт специфический, и в этом вся соль.
В обязанности менеджера входят контакты с туристическими агентствами, маркетинг рынка, в ходе которого он находит наиболее выгодные по оплате, срокам и качеству работы фирмы; взаимодействие с авиакомпаниями для приобретения авиабилетов; контакты со страховым агентом; с принимающей стороной. Менеджер по туризму должен знать массу информации о стране, в которую направляет людей. Поэтому в крупных компаниях сегодня намечается тенденция к узкой специализации по двум - трем странам.
В туризме более часто, чем в других сферах происходят различные "производственные" неувязки и форс-мажорные обстоятельства из-за неграмотной работы сотрудничающих фирм и по не зависящим ни от кого обстоятельствам. Поэтому менеджеру надо быть стрессоустойчивым и уметь оперативно разрешить сложившуюся ситуацию.
Помимо менеджеров, в туризме востребованы операторы по продаже и бронированию авиабилетов и гиды. Туроператор - это более техническая работа, в основном приходится сидеть за компьютером, и здесь очень важны хорошее внимание и способность работать с цифрами. Этой специальностью можно овладеть на курсах при институте инженеров гражданской авиации и на коммерческих курсах. Уровень окладов у операторов выше, чем у менеджеров по работе с клиентами, - от 400 до 800 долларов.
В туристическом бизнесе работают и гиды. Они сопровождают туристические группы в стране пребывания. Гид должен свободно владеть одним или несколькими иностранными языками, знать историю, культуру, традиции той страны, где работает.
ЛЕТО ГОД КОРМИТ
Туризм зависит от климатических условий и поэтому подвержен сезонным колебаниям. Оплата труда, в основном, нестабильна, "пики" приходятся на курортные сезоны.
Несмотря на интерес к индустрии туризма, здесь достаточно большая текучесть кадров. Это объясняется низкими зарплатами на начальных позициях - 150 - 250 долларов и при этом зачастую интенсивным графиком работы. Многие представляют работу в туризме неким праздником жизни. Контакты с новыми людьми, частые поездки за границу - все это привлекает, но часто не все представляют трудности этой работы. Самый интенсивный труд у менеджеров по туризму начинается как раз тогда, когда все отдыхают - в праздники, летом. Не все выдерживают интенсивное общение и необходимость постоянно быть в хорошей форме - и внешне, и эмоционально.
Чаще всего зарплата работника турфирмы складывается из небольшого оклада и процентов, которые в основном и составляют большую часть заработка. В среднем в сезон начинающий менеджер может заработать до 400 долларов, опытный - 1000. В некоторых фирмах существуют "голые" проценты, поэтому менеджеры в таких конторах в межсезонье остаются ни с чем. "К сожалению, я гораздо чаще сталкивался с такими руководителями, которые считают: зачем платить сотруднику больше, если он согласен работать и за маленькие деньги?- говорит Андрей, старший менеджер одной из туристических фирм. - Для меня деньги - это показатель уважения руководства к сотрудникам, и в туризме очень многие уважают своих подчиненных на 200 долларов".
МАЛЕНЬКАЯ, ДА УДАЛЕНЬКАЯ
Сфера туризма характерна тем, что туристические фирмы тесно контактируют между собой. Поэтому профессионалов, как и в любой другой среде, могут перекупить. Если вы долго работаете на одном месте и чувствуете, что ваш рост остановился, имеет смысл самому проявить активность. Очень эффективный способ трудоустройства - самому заявлять о себе, рассылая резюме или являясь в компанию лично. Мотивировать свое решение сменить место работы лучше всего не низкой зарплатой (это лучше указать вторым пунктом), а отсутствием перспектив на старой работе. Карьеру сделать легче в маленькой компании, где обязанности четко не разграничены и можно вникнуть во все тонкости бизнеса. Возможный карьерный рост: до старшего менеджера по работе с клиентами, в операторской фирме - по работе с VIP-клиентами.
Где работать лучше - в небольшой фирме или в крупной, операторской? "С одной стороны, - рассуждает Андрей, - в крупной фирме выше зарплаты, больше коллектив и вроде бы есть возможности роста. С другой стороны, в крупных фирмах высокая текучесть кадров. Работа здесь четко разграничена, поставлена на поток, и сотрудники часто ощущают себя "винтиками" системы. Кроме того, на начальные позиции с низкой зарплатой можно устроиться и без особых навыков и опыта работы в турбизнесе, и поэтому руководство не особенно дорожит таким персоналом.
МЫ ПРОДАЕМ УДОВОЛЬСТВИЕ
Одна из возможностей, которую предоставляют солидные фирмы своим сотрудникам, - бесплатный рекламный тур, поездка, которую организует принимающая сторона за рубежом. Как правило, собирается группа людей из разных агентств, и им показывают продаваемый продукт, т.е. местные достопримечательности, отели, рекреационные зоны. Такие туры очень насыщены и интересны, сотрудники фирм обмениваются информацией, пробуют национальную кухню и, главное, получают полное представление о стране или курорте, с которыми им приходится работать. Но надо иметь в виду, что на развлечения времени не остается. Программа насыщенная, с раннего утра до позднего вечера, и полежать на пляже или посетить местные дискотеки можно будет только ценой ночного сна.
Несомненным плюсом работы в сфере туризма является активное общение и, как следствие, возможность устроить личную жизнь. Очаровательная Аня, менеджер по туризму, поделилась со мной, что очень многие клиенты после ее рассказа о средиземноморском курорте предлагают ей составить компанию в поездке. "Но приходится отказываться, иначе с работы выгонят, - говорит она. - Впрочем, многие благодарные клиенты, вернувшись из поездки, приходят ко мне с цветами и сувенирами. Это очень приятно. Правда, иногда надо уметь перевести интерес клиента к тебе лично в дружеские отношения". Кстати, психологи считают, что девушка-менеджер по туризму становится для мужчины "спутником фантазий". Разговаривая с ней о предстоящей поездке, он ассоциирует ее с удовольствиями - отпуском, путешествием, радостными эмоциями.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Звонок в турагентство.
- Алло!
- Добрый день, мы сейчас с женой в отпуске, мы хотели бы отдохнуть.
- А на какую сумму вы рассчитываете?
- Ну на данный момент у нас 500 рублей.
- Отдыхайте!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников