Главная Культура 00:07 21 Октября 2016 13309
«Нам, якутам, есть что рассказать о себе миру...»

Разговор с Татьяной Эверстовой, буквально ворвавшейся в большой кинематограф

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда», Екатеринбург - Москва

Фильм «Его дочь» в постановке Татьяны Эверстовой стал настоящей сенсацией нынешнего киногода. Режиссер из Якутии, экономист по образованию, самоучка в кино, доселе практически неизвестная широкой публике, она собирает награды на престижных фестивалях. За свою первую большую ленту, рассказывающую о взрослении юной души, Эверстова получила Гран-при Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» и спецприз жюри с формулировкой «За чистоту и глубину авторского высказывания». А на днях и приз за лучший дебют на Первом Уральском кинофестивале. Между прочим, чтобы доснять свою ленту, Татьяне пришлось продать квартиру — но оно того стоило!

— Татьяна, что с прокатом нашумевшей вашей ленты, увидит ли ее зритель?

— Пока насчет этого мы даже не думали. Слишком много предложений от фестивалей. И в России, и за ее пределами. Звали в Ханты-Мансийск, Челябинск, на Сахалин, в Прибалтику, на региональные фестивали в Чехии, Польше, Франции. Но я хочу попасть на крупный международный киносмотр. Торонто и Пусан мы уже пропустили, потому что хотим принять участие в Берлинском фестивале, который стартует в феврале. Необязательно, чтобы фильм попал в основной конкурс, я буду рада и одной из параллельных программ. А уже потом будем думать о прокате в России. Не уверена, что у нашей исповедальной, лирической камерной ленты, в которой отсутствует внешняя динамика, будет широкий прокат. Что ж, тогда с удовольствием продолжим показывать ее в российских регионах: локальных предложений хватает.

— Почему вы так поздно дебютировали в кино, вам ведь, простите, не 25 лет...

— И даже не 35. Я уже бабушка, у меня есть внуки. Интересоваться кино я начала после 30 лет. А снимать стала в 38. У меня такое мнение на этот счет: если тебе нечего сказать, лучше вообще не говорить. А жизненный опыт, внутренняя глубина приходят все-таки с возрастом. Я долго думала, в какой форме выразить себя, свои мысли и чувства. Постепенно пришла мысль снять кино, у нас в Якутии — настоящий кинематографический бум.

Я экономист по образованию, а в кино я самоучка. Начинала с крошечных, по несколько минут каждый, фильмов, в которых опиралась на якутскую культуру и мифологию. А потом отважилась снять короткометражку под названием «Апокалипсис», с которой попала в Канны, в «Уголок короткого метра». Там познакомилась с ирландскими, английскими, французскими кинематографистами. Последние помогли мне найти оператора и других специалистов для съемок моей первой полнометражной картины.

— Удивительное дело: дебютный якутский фильм снимает французский оператор...

— Самое интересное, что у него, как и у меня, не было никакого опыта. Я брала, по сути, кота в мешке. Но Веслей Мрозински снял картину, на мой вкус, замечательно. И получил по договору за свою работу раза в три меньше, чем запросил бы самый скромный русский оператор.

— Самое время спросить: где вы берете деньги на свое кино?

— Короткие фильмы я снимала на свои деньги, они почти ничего мне не стоили. Но на полнометражный «Его дочь» решила попросить финансирования у чиновников якутского и российского министерств культуры. Писала письма, посылала сценарий. Вроде никто впрямую не отказывал, но и денег я не дождалась. Переписка, ожидание тянулись месяцами. В какой-то момент президент Якутии лично распорядился выделить мне на фильм 5 млн рублей, но они растворились в местном Минкульте и до меня не дошли. Тогда на семейном совете решили снимать кино на свои деньги. Сели с мужем, подсчитали предполагаемые затраты. Получилось не так много, особенно с учетом того, что некоторые непрофессиональные актеры снимались бесплатно. Решили, что потянем. В 1997-м мы с мужем переехали из Якутии в Москву. Хотели, чтобы наши девочки поступили в МГУ, получили хорошее образование. В Якутии все продали, снимали в столице квартиру. Свободные деньги вложили в акции Сбербанка, нефтяных и газовых компаний, которые после дефолта 1998 года продавались за бесценок. В нулевые рынок рос. На эти деньги мы и решили снять кино. Но 2008 году рынок рухнул, и в разгар работы над фильмом денег у нас осталось с гулькин нос. Я отказалась от всех трат и покупок, все вкладывала в кино. Помогала семья. В итоге фильм сняли, но на завершение работы денег уже не осталось. Поэтому постпродакшен длился очень долго, пять лет.

За час до очередного триумфа

В это время было сложно. Муж потерял работу, у меня работы не было, у детей тоже. Продали квартиру в Москве. Но жизнь не стоит на месте. Недавно мужа пригласили на работу, зять стал строить спортивную карьеру, так что общими усилиями завершили фильм. О картине случайно узнали специалисты, пригласили на фестиваль в Выборг. Там случился неожиданный для меня фурор, посыпались призы, рецензии, интервью. Я наслушалась много добрых слов. Захотелось продолжения...

— Есть замыслы новых фильмов?

— Их много. Хочу снять своеобразную автобиографическую серию. Первая лента «Его дочь», как вы знаете, рассказывает о маленькой девочке Тане, которая живет у бабушки с дедушкой в деревне, прикасается к миру природы, к традиционному якутскому быту. Познает, что такое тишина, жизнь, страх, смерть, одиночество, родительская любовь...

— Но в фильме ваша мама появляется всего в одной сцене, а отец и вовсе на небесах...

— Да, я росла у бабушки с дедушкой, мать видела редко. Отца и вовсе не застала: он умер, получив производственную травму, когда моя мама была на седьмом или восьмом месяце беременности. До этого и сразу после этого умерли еще несколько человек из нашей родни. Мама все время всех хоронила. Поэтому я родилась слабенькая, плаксивая. Да и мама сама вскоре заболела туберкулезом. Болезнь заразная, ее отправили на лечение, это длилось несколько лет... Поэтому мои первые жизненные впечатления связаны с тем, что у меня нет мамы и папы. Я даже не подозревала, что у детей они должны быть. Родителей мне в это время заменили бабушка с дедушкой. И окружили меня таким теплом, вниманием, любовью, которые согревают меня по сей день.

Мама появилась в моей жизни позже. В тубдиспансере, куда ее отправили на долечивание, она встретила человека, вышла замуж. И приехала забрать меня к себе, в новую семью. Я этому воспротивилась, хотя и чувствовала, что мама меня любит. Но и бабушку с дедушкой я бросать не хотела. Моя мечта в то время была, чтобы мы жили все вместе, большой семьей. Но так не получалось: у мамы и ее мужа работа была в другом поселке. В итоге я переехала к маме, когда уже вступила в подростковый возраст. Вот об этом периоде моей жизни я планирую снять второй фильм. Здесь уже не будет пасторальных, идиллических красок, это будет жесткое кино с социальным уклоном, почти триллер.

— А заключительная часть трилогии о чем будет?

— Я хочу снять четыре фильма о разных периодах своей жизни. Помните, как поется в песне у Окуджавы: девочка плачет, а шарик летит. Потом плачет девушка, потом женщина, потом плачет старушка, что мало прожила... Но я понимаю, что финансирование на этот автобиографический проект мне никто не предложит. Поэтому хочу снять еще и коммерчески успешный фильм, чтобы заработать на реализацию своих идей. Снимать фильм по чужой идее, в особенности какой-нибудь сериал, я ни за что не соглашусь. Вынашиваю сейчас замысел спортивной драмы, основанной на биографии моего зятя Виктора Лебедева. Он родился в семье оленеводов, благодаря характеру, упорству многого добился. Занялся борьбой, выступал на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. К сожалению, не стал чемпионом, а я не имею права лгать в своем творчестве. Опираюсь только на реальные факты и события моей жизни и на судьбы окружающих меня людей. Поэтому предстоит еще найти небанальный сюжетный ход и финал для этой истории.

— Планов у вас громадье. Где будете их реализовывать: в Москве, в Якутии?

— Этим летом мы с мужем вернулись из Москвы на свою малую родину. Мы из разных улусов, поэтому решили поселиться в срединной точке — в Якутске. Там сейчас живут наши дочери, внуки, надо быть поближе к ним. Тем более маленьким нелегко, родители отдали их в якутскую школу. Надо учить язык, постигать основы национального уклада. В свое время мне много дали бабушка с дедушкой. Теперь пришло мое время возвращать долги. Хочу подарить внукам побольше внимания, душевного тепла. Но пока не получается: меня закружила фестивальная круговерть. Хотим построить дом, а временный я даже не могу обустроить толком, чтобы зиму перезимовать. А зимы у нас в Якутии суровые...

— Вы себя чувствуете европейкой, азиаткой?

— Евразийкой. Я бывала за последние годы в нескольких бывших советских республиках, знаю, что простые люди мечтают о воссоздании СССР. Это наивное желание, но я людей понимаю. Да, надо беречь, сохранять свои национальные особенности и традиции, но при этом хорошо бы держаться вместе. Страны СНГ тянутся к России, нам надо двигаться к ним навстречу, не отталкивая высокомерием с позиций «старшего брата». Меня в Москве многие принимали за казашку или киргизку — за «понаехавшую». И на бытовом уровне порой давали понять, что я человек второго сорта. Когда я говорила, что я россиянка, только родом из Якутии, в их отношении ко мне мало что менялось. Мол, зачем нам эти малочисленные народы и далекие земли с их вечной мерзлотой? А откуда берутся нефть, газ, алмазы, пушнина — об этом не все имеют ясное представление. В СССР было много проблем, и экономических, и социальных, но дружба народов — это было реальное завоевание огромной многонациональной страны. Так что современной России есть еще куда расти в этом направлении.

— И последний вопрос. Сейчас все чаще говорят о «якутском феномене», «якутском чуде» применительно к кинематографу. Расскажите немного об этом.

— В начале 90-х очень много наших ребят отправились в Москву, в Петербург учиться на кинооператоров, сценаристов, режиссеров. В большинстве своем они вернулись на родину. С горящими глазами, с желанием снимать национальное кино. Они снимали, а другие, кто в эти годы им помогал, кто был рядом, учились на реальном опыте. Работая в группах у своих товарищей, они многое постигли, а затем отпочковались, создали свои студии. Сегодня в Якутии в год снимаются десятки фильмов на якутском языке, их смотрят люди, они берут кассу. Один из последних фильмов-рекордсменов собрал 26 млн рублей только в Якутии, хотя был снят за копейки по сравнению с общероссийскими картинами.

Татьяна Эверстова с главным специалистом по якутскому кино - екатеринбургским киноведом Сергеем Анашкиным

Есть удачи и в так называемом авторском кино, фильмы Сергея Потапова, Михаила Лукачевского и других кинорежиссеров участвуют в российских и международных кинофестивалях, берут призы. Чудо это или не чудо — я не знаю. Знаю только, что раньше о малочисленных народах рассказывали, снимали фильмы представители других, «больших» народов. А сегодня мы начали говорить о себе сами. И мне кажется, нам есть что рассказать о себе и России, и миру.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11652
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7322
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7004
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6246
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6195
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?