Главная Наука и технологии 00:20 21 Октября 2022 8766
Ан-2 еще не налетался

Без этого «старичка» тысячи населенных пунктов на российских просторах живут оторванными от Большой земли

Анатолий Журин

На омском авиаремонтном предприятии «Мотор» занимаются вроде бы неблагодарным делом — восстанавливают и возвращают в небо видавшие виды Ан-2, на которые нерадивые хозяева давно махнули рукой. Уже полвека, как в России «кукурузники» перестали собирать, а около 600 самолетов все еще в строю. В летных отрядах гражданской авиации у них особая роль — доставлять людей и грузы туда, где нет ни дорог, ни даже взлетных полос. Неужто старичок Ан-2 еще не налетался?

— Вы тоже считаете, что эти самолеты отслужили свое? — огорошил меня вопросом учредитель омского «Мотора» Юрий Петров. — Да, Ан-2 летает уже 70 лет, но ведь замены ему сегодня нет. Если верить обещаниям чиновников Минпромторга, новые российские самолеты малой авиации авиаотряды начнут получать только через несколько лет, и еще не факт, что по цене они будут доступны для массового использования.

На днях как раз прошли испытания ЛМС-901 «Байкал», который должен прийти на смену Ан-2. В репортажах с взлетной полосы особо подчеркивалось, что этот перспективный проект курирует и поддерживает Минпромторг. Но, как отмечают пилоты, которым придется сидеть за штурвалом, при создании очередного наследника «кукурузника» с ними никто не советовался. Специалисты отмечают, что «Байкал» по габаритам значительно уступает, а разбег имеет не меньше, чем у предшественника. К тому же в салоне не предусмотрено место для багажа, и пассажирам придется лететь в обнимку с сумками и рюкзаками. Стоимость одного самолета предварительно оценивается в 120 млн рублей. На Уральском заводе гражданской авиации рассчитывают запустить серийное производство через два года и к 2030-му собрать три сотни самолетов. И это если все планы будут выполнены (а таких примеров за последние десятилетия авиаторы не припомнят!). Но даже если и случится чудо, ЛМС-901 к 2030 году сумеет заменить только половину самолетов малой авиации, которые сегодня эксплуатируются в авиаотрядах, МЧС и прочих ведомствах.

— Так что выход один — возвращать в строй еще сохранившийся, доступный по цене парк многоцелевых бипланов Ан-2, — делает вывод мой собеседник. — Почему не взять пример с китайцев? Они усовершенствовали фюзеляж, поставили новый двигатель и авионику, дали новое имя — и сейчас за этим самолетом выстроилась очередь. Да и наши конструкторы не сидели сложа руки — Ан-2 постоянно дорабатывался, конструкция в разных модификациях доведена до совершенства.

Юрий Павлович знает, о чем говорит. В отличие от многих чиновников, решающих судьбу нашей гражданской авиации, он свою трудовую биографию начинал авиадиспетчером на острове Диксон, потом уже в качестве пилота сидел за штурвалом Як-12, Ан-2, Ан-24, Ан-8 и Ан-12. Уж его-то не упрекнешь в верхоглядстве. Неслучайно Юрий Петров после учреждения «Мотора» одним из основных направлений в деятельности предприятия избрал ремонт и модификацию «кукурузников». На базе биплана Ан-2 здесь разработали моноплан «Русская Арктика», который получил сертификат летной годности экземпляра воздушного судна и вписался в суровые условия нашего Севера. Всю документацию и часть оборудования омичи получили от хабаровского завода № 24. Потом оформили сертификат на техническое обслуживание самолета по всем формам регламента и выполнению контрольно-восстановительных работ. А дальше уже смогли сертифицировать производство на капитальный ремонт Ан-2 и двигателя АШ-62ИР. Освоили ремонт части агрегатов и электрорадиоприборного оборудования.

Реанимация и поддержание летной годности самолета Ан-2 позволит возобновить авиасообщение в отдаленных и труднодоступных районах и в Арктике при отсутствии аэродромной инфраструктуры. А сейчас там нет ничего — ни самолетов, ни инфраструктуры на многие сотни и тысячи километров.

Малая стоимость эксплуатации Ан-2 просто несопоставима по затратам на обслуживание отечественных вертолетов, а тем более импортной авиатехники, плохо приспособленной к российским условиям. Почему мы никак не научимся считать деньги? Ничего сложного и трудоемкого не требуется, кроме грамотного государственного и профессионального подхода к возобновлению деятельности по использованию конструктивных и ресурсных возможностей Ан-2.

— Замечательная машина, — считает президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. — В 1990 году мне довелось возглавить перелет на Ан-2 по маршруту Москва — Сиэтл и обратно. Через Сибирь, Аляску и Канаду летели в сложнейших условиях, но мотор даже ни разу не «чихнул». Приземлились на длиннющую полосу аэродрома Сиэтла, где производят посадку боинги, встали рядом с «аваксами». А назавтра увидели длинную очередь к нашему самолету. Американцы не могли поверить, что маленький биплан с поршневым двигателем способен облететь вокруг земли. Через 10 лет знакомый американский пилот пригласил меня полетать на его собственном Ан-2, купленном у кубинцев. Мне оставалось только восхищаться тем, во что он превратил нашего старичка: установил дисплей, GPS, ближнюю навигацию. Взлетать и садиться мы могли где угодно, в самых сложных погодных условиях!

Вместо послесловия

Остается добавить, что три года назад в России появилась «Ассоциация предприятий-производителей, эксплуатантов, ремонтных организаций и владельцев самолетов Ан-2». Эта общественная организация готовит предложения по развитию малой авиации на базе проверенного самолета. Обращения направлялись в Минпромторг, Мин-экономразвития, Минтранс, законодателям. В ожидании ответа по сей день пребывают авиаторы и жители 28 тысяч населенных пунктов, не имеющих круглогодичных дорог и расположенных в отдаленных труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока. За 30 лет объемы перевозок Ан-2 сократились более чем в 50 раз, так что эти районы остались без единственного доступного транспорта.

О чем рассказал и что утаил в своих интервью космонавт Геннадий Стрекалов

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

40 лет назад, 11 апреля 1984 года, в СССР встречали очередной экипаж, вернувшийся с орбитальной станции «Салют». Тогда такое случалось чаще нынешнего, только успевай запоминать новые фамилии. В тот раз...

AirCar совершил дебютный полет с пассажиром

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
AirCar во время 35-минутного перелета из аэропорта Нитры в аэропорт Братиславы 28 июня 2021 г. Фото: © Cover Images, globallookpress.com

Среди всех майских праздников не забудьте и про этот: 3 мая отмечается Международный день Солнца. Он появился в календаре 20 лет назад для привлечения внимания общественности к солнечной энергии —...

Сегодня у каждого второго в ушах наушники, но многие слушают именно то, что раньше читали: книги

Максим Башкеев, спецкор «Труда»
Труд
Отечественный рынок аудиокниг бьет рекорды. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Вы заметили, как много вокруг людей в наушниках? Такое ощущение, что все больше тех, кто хочет отключиться, остаться наедине с самим собой. Впрочем, ничего нового в этом нет. В былые времена в метро и трамваях...

Наука и технологии 00:08 / 12 Апреля 2024 5220
Технопарк

Стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © PsychoShadow, globallookpress.com

15 апреля отмечается День экологических знаний, учрежденный ООН. Вот и в нашей стране в этот день стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды. Дело нужное и очень интересное, поскольку ученые...

«Гробница действительно была «проклята», но биологическими методами, а не сверхъестественным образом», - выяснили исследователи 

Фото: www.en.wikipedia.org

Археологи и участники экспедиции, вскрывшие в 1922 году гробницу египетского фараона Тутанхамона, погибли в результате воздействия радиации. К такому выводу пришел ученый Росс Феллоуз, передает британское издание Daily Mail. «Гробница...

С высоких трибун уже не раз и не два звучали обещания создать достойную замену легендарному «кукурузнику»

Анатолий Журин
Труд
И покой самолету-трудяге только снится. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

На днях Юрий Трутнев, только что переназначенный на должность вице-премьера, сообщил депутатам, что производство легкомоторных многоцелевых самолетов «Байкал» начнется к концу 2025 года. И все бы ничего,...

17 мая отмечается Всемирный день электросвязи и информационного общества - профессиональный праздник «айтишников»

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Bernhard Kreutzer/imagebroker.com, globallookpress.com

17 мая отмечается Всемирный день электросвязи и информационного общества — профессиональный праздник программистов, сисадминов, редакторов интернет-изданий и вообще всех работников IT-отрасли. Приурочен день к событиям...

Крупнейшая выставка авиатехники в Восточной Европе в последний раз проводилась в 2021-м; тогда за шесть дней были подписаны контракты на 265 млрд рублей 

Фото: © АГН Москва, globallookpress.com

Международный авиационно-космический салон (МАКС), который, согласно более ранним сообщениям, должен был пройти с 23 по 28 июля текущего года в традиционном для этого мероприятия месте – подмосковном городе Жуковский, – в этом году...

Дмитрий Песков оценил нецензурную подделку под его комментарий об интервью Дурова Такеру Карлсону 

Фото: http://kremlin.ru

Бороться с дипфейками в настоящее время полностью невозможно; сталкиваться с подобными проявлениями, так или иначе, придется всем. Поэтому все должны быть начеку. Об этом в среду, 8 мая заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков,...

Немецкий танк был захвачен на Авдеевском направлении после того, как подорвался на мине

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ в социальной сети «ВКонтакте»

Министерство обороны России опубликовало видеозапись, на которой запечатлены транспортировка и ремонт трофейного немецкого танка Leopard, который был захвачен российскими военнослужащими в ходе специальной военной операции. Об этом сообщается...

55 лет назад межпланетная станция «Венера-6» опустилась на Венеру

Труд
Фото: Автоматическая станция «Венера-6». НПО Лавочкина

1606 Восстание в Москве против поляков. На девятый день после венчания с Мариной Мнишек Лжедмитрий I убит и сожжен, его прах развеян выстрелом Царь-пушки. Марина Мнишек арестована. 1736 Российский сенат издал указ...

Накануне с российского космодрома «Восточный» состоялся дебютный запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» 

Фото: https://roscosmos.ru

Около 600 миллиардов рублей будет выделено из федерального бюджета РФ на создание отечественной сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну и Марс. Об этом в День космонавтики, 12 апреля, журналистам сообщил вице-премьер, глава Министерства...

Это поможет медицинским организациям в проведении диагностических исследований

Фото: Ryan Remiorz/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин поручил Минздраву и правительству Москвы рассмотреть создание сервисов с искусственным интеллектом для диагностических исследований. Об этом сообщает пресс-служба Кремля со ссылкой на соответствующий перечень...

Обозреватели отметили, что ранее мессенджер использовался для организации расправ над пророссийскими жителями Украины 

Павел Дуров. Фото: © lukomore, globallookpress.com

Основатель популярного мессенджера Telegram, миллиардер Павел Дуров заявил, что его сервис банит аккаунты пользователей и боты, через которые идет сбор данных, необходимых для нанесения военных ударов и распространяются личные сведения о людях,...

Противник потратил на него пять-шесть беспилотников и все равно не смог его поразить

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

Российский комплекс радиоэлектронной борьбы «Волнорез» не позволил ударным беспилотным летательным аппаратам вооруженных сил Украины (ВСУ) поразить тяжелую огнеметную систему (ТОС) «Солнцепек». Дроны атаковали ее всю...

Ныне эксплуатируемые воздушные командные пункты скоро отметят вой 50-летний юбилей

Фото: Tech. Sgt. Jerry Morrison/wikip, globallookpress.com

Военно-воздушные силы США собрались обзавестись новым самолетом «Судного дня». Как сообщает информационное агентство Reuters, его разработкой займется авиастроительная компания Sierra Nevada Corporation. «Проект Survivable...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?