Главная Культура 15:39 21 Декабря 2022 4071
Русский Малер из Казани

Госоркестр Татарстана расслышал в Седьмой симфонии австрийского классика близкие нам провидческие смыслы

Сергей Бирюков
Малер зазвучал у ГАСО РТ как наш современник. Как человек «нашей группы крови». Фото предоставлены пресс-службой оркестра

В творческой жизни Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, имеющего не только в своем репертуаре, но и в дискографии антологии симфонической музыки Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Шостаковича – важное пополнение. Коллектив, давно уже играющий бОльшую часть симфоний Малера, на днях впервые в своей истории вынес на суд публики Седьмую. Сперва это случилось 14 декабря в родном для казанцев Государственном концертном зале имени Сайдашева. 17 декабря это исполнение услышала публика московского концертного комплекса «Зарядье».

Планами на Седьмую худрук оркестра народный артист России Александр Сладковский делился давно, но – не складывалось: то поступит крупный заказ от «Мелодии» или Sony Classical на те же боксы Шостаковича или Рахманинова, то маэстро зовут помочь по оркестровой части Конкурсу имени Чайковского, участвовать в работе жюри Конкурса имени Рахманинова. Все это на фоне и без того интенсивной жизни коллектива, в которой одних только казанских фестивалей – семь, а есть еще и гастроли вроде «Бетховен-тура» недавней осени.

И вот наконец – сложилось. Хочется сказать – «звезды сошлись», и это не просто слова. Вся аура, которую создавал вокруг себя оркестр, к тому вела: сентябрьская монографическая программа Шостаковича в Москве, партитуры Софии Губайдулиной на фестивале Сoncordia ее имени в Казани плюс Фортепианный концерт Альфреда Шнитке на этом осеннем смотре... При всем великом разнообразии это – музыка, так или иначе несущая на себе отсвет малеровской традиции философского, психологически-заостренного симфонизма.

Теперь эти бесчисленные переливы смысловых обертонов органично слились с «основным тоном» Седьмой. Гармонизовались с ним с самых начальных тактов, с типично малеровского тревожного ритма, в котором и признаки траурного марша (мы каждый день хороним свои иллюзии, сказал кто-то из классиков), и импульс к дальнейшему грандиозному симфоническому развороту. С пронзающего слух и душу призыва теноргорна (инструмент с глубоким тембром валторны и звонкой мощью тромбона).

Сразу поразили две вещи. Во-первых, темп, сдержанный даже более, чем можно было ожидать при малеровском обозначении Langsam – «медленно». Который определил собой и все дальнейшее течение симфонии, длящейся монументальные 83 минуты (минут на 10 дольше, чем, например, в известной версии Клаудио Аббадо с Люцернским фестивальным оркестром 2005 года). Но ни секунды не затянутой, а лишь обретшей в руках Сладковского и его коллектива еще бОльшую значимость.

Во-вторых – удивительно «русская» интонация, с которой зазвучали малеровские темы. Оно в общем-то естественно, если, например, вспомнить, какое влияние на Малера имела музыка Чайковского. Что, однако, далеко не все исполнители в полной мере осознают и тем более доносят до аудитории. У казанцев же эта ассоциация работала не только ретроспективно, в прошлое, но, главное – в будущее! Вслушаемся, например, в мятущуюся, как знамя на митинге, тромбоновую тему аллегро (Малер, не любивший итальянщины, помечает ее более колоритно Drängend – «напирая»: как тут не вспомнить романтический девиз Sturm und Drang, «буря и натиск»). Но это же прямой привет Пятой симфонии Шостаковича, особенно ее финалу. Хотя до той партитуры еще целых тридцать лет, да каких – мир неузнаваемо изменится в лихой волне революций. Малер и до Первой мировой войны не дожил – а казалось, уже знал, что произойдет с человечеством в грядущее жесточайшее столетие.

Не меньше подобной ассоциативности и в последующих частях. Правда, уютный маршик второй, названной Малером Nachtmusik («Ночная музыка»), по первому впечатлению будто уводит нас назад, в патриархальную традицию, как бы доносясь из освещенных окон дома, в котором, возможно, живет сам мастер музыкальных вечеринок Шуберт. Но само ощущение тьмы вокруг (то откликнутся дальним эхом духовые, то исказят тему хроматизмы) возвращает нас в тревожную эпоху Кафки и Мунка.

Еще более призрачна третья часть Скерцо (не в ней ли подслушал мрачновато-таинственное начало своего знаменитого «Вальса» Равель?) с ее шуршащими, как ночная листва под ветром, струнными линиями, сквозь которые лукаво пробивается улыбчивая, но притемненная низким регистром виолончелей и валторн вальсообразная мелодия. Может, где-то рядом дают Легара? Или опять Малер предугадал, какими популярными интонациями будет через 30 лет «демократизировать» свои партитуры Шостакович (помните песенку «Чилита» в финале Шестой симфонии или «садово-парковый» вальс во Второй джазовой сюите Дмитрия Дмитриевича? Вообще следы Малера в советской массовой музыке – отдельная большая тема, тут есть в чем «уличить» и Соловьева-Седого, и Аркадия Островского, и многих других, в том числе говоря конкретно о материале Седьмой симфонии, но это, конечно, далеко выходит за рамки газетной рецензии. Одно очевидно: наши композиторы хорошо знали и ценили великого австрийского предшественника).

Не уступит в мистике третьей и четвертая часть Nachtmusik II, хотя по внешним признакам это не то серенада под мандолину с гитарой, не то даже колыбельная в детской – только после такой колыбельной вряд ли приснятся добрые сны, особенно когда низкие струнные вдруг резко замедляют игрушечно пританцовывающую мелодию и превращают ее в неуклюже топочущую мрачную тень.

Поразительно, но даже финал, который многие критики считают менее удачным, чем другие части (Малер явно хотел повторить опыт искрящегося светом финала Пятой, но там вышло органично, а тут не очень), команда Сладковского уберегает от распада на хаос эпизодов, придавая своеобразный калейдоскопический смысл этому нагромождению маршей и танцев от лендлера до галопа. А когда в коде появляется помпезно преображенная «тема борьбы» из первой части, даже мелькает смелая (но не противоречащая содержанию этой заметки) мысль: может, Малер и официозный пафос торжеств в будущих тоталитарных государствах предслышал и спародировал?

Что думают на этот счет сами музыканты, к сожалению, не удалось узнать – грех было беспокоить усталых артистов, которым после тура Петербург – Москва предстояла дорога в родную Казань. Но мне кажется, и они, и их шеф должны быть довольны. Уж силой и продолжительностью московской овации – точно.

Александр Сладковский и его оркестр должны быть довольны московским выступлением. Уж силой и продолжительностью овации – точно

Впрочем, кто сказал, что общение на почве музыки Малера прервалось надолго? Не далее как 28 января в Казани ГАСО РТ «замахнется» на гигантскую Вторую симфонию, включающую, помимо инструментальных партий, и вокальные, для чего приглашает певиц из Большого театра Анну Аглатову и Агунду Кулаеву, а также хор Льва Конторовича «Мастера хорового пения» радиостанции «Орфей». 1 февраля эту же партитуру музыканты исполнят в московском зале Чайковского, где у казанского оркестра уже много лет собственный концертный абонемент.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 13016
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8123
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7892
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7144
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6970
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?